Тема границ в психологии давно и основательно заезжена, но несмотря на это не теряет своей актуальности. Сегодня говорим о границах дозволенного: зачем они нужны, как правильно их установить, можно ли использовать слово 'нельзя' и как часто.
Зачем нужны границы дозволенного
Ограничения, установление границ важно не только для обеспечения безопасности ребенка, это необходимое условие созревания его эмоционально-волевой сферы. В этой ситуации, как никогда, стоит придерживаться золотой середины.
Сторонники жесткой дисциплины, хождения детей (особенно мальчиков) по струнке, физические наказания в случае неповиновения - это крайность, за которую во многих странах Европы вас давно бы лишили родительских прав.
Обратная ситуация также не сулит ничего хорошего ребенку: позволять ему абсолютно все, без оглядки на общепринятые нормы поведения, - идея плохая. Рано или поздно ребенок пойдет в сад, школу или на детскую площадку и столкнется с системой правил и ограничений, по которым живет общество, и ему будет непросто понять и принять эти правила.
Как правильно устанавливать границы и запреты
Начинать вводить ограничения стоит уже в раннем возрасте - 8-9 месяцев, когда малыш активно познает окружающую обстановку. Первоначально все ограничения будут касаться безопасности. Со временем придется вводить и другие ограничения - в поведении и отношении к другим людям.
Чтобы ребенку было легче понять и смириться с запретами, попробуйте объяснять их смысл в игровой форме. Используйте игрушки ребенка для моделирования ситуации, к которой вы применяете ограничения. Пускай ребенок видит, как и почему ведут себя его игрушки, чем чревато непослушание. Такой способ гораздо эффективнее жестких табу.
Есть еще метод сказки - вы можете сочинить свою сказку со знакомыми ребенку героями, в которых подробно опишите, почему нельзя совершать то или иное действие, и как герой сам приходит к пониманию любого правила.
Как быть со словом 'нельзя'
Вы задумывались, в каких ситуациях и как часто вы используете это слово? Само по себе оно имеет ярко-выраженную негативную окраску. Поэтому частое употребление слова 'нельзя' не дает ожидаемых результатов.
Нет, это не значит, что слово нужно исключить из своего лексикона - нужно лишь определить для себя спектр ситуаций, при которых оно уместно. Например:
✅нельзя вытирать руки о скатерть, нельзя разбрасывать игрушки, нельзя ходить неумытому - лучше заменить на 'не стоит', 'не красиво', 'мне не нравится, неприятно', в идеале сопровождать разъяснениями почему, если есть возможность;
✅ нельзя играть с ножом, нельзя совать гвозди в розетку, нельзя ходить по тонкому льду - лучше заменить на 'осторожно, это опасно', как показывает практика, такое предостережение эффективнее привычного 'нельзя'.
✅нельзя драться, нельзя ломать игрушки, нельзя брать чужое - то, что можно заменить синонимами 'не смей', 'это табу ' - в этом случае можно использовать слово 'нельзя', что означает недопустимое действие, не терпящее исключений.
А вы часто говорите ребенку 'нельзя'? Согласны с тем, что это не всегда эффективно?