Найти в Дзене
Автономия

Сотрудничество и распределение благ

Оглавление

Сотрудничество является отличительной чертой общественной жизни человека. Люди делятся ценными ресурсами, помогают другим, кто нуждается в помощи, и объединяют свои усилия для достижения результатов, выходящих за рамки возможностей каждого отдельного человека. Наш вид зависит от сотрудничества больше, чем любой другой примат, проявляющий уровень сложности и гибкости в сотрудничестве, не встречающийся нигде в животном мире.

https://c.pxhere.com/images/9a/f2/c0f4b8d33ef6ba54edd0ac886597-1431453.jpg!d
https://c.pxhere.com/images/9a/f2/c0f4b8d33ef6ba54edd0ac886597-1431453.jpg!d

Как появляются эти способности к сотрудничеству, особенно с учетом того факта, что эгоистические мотивы зачастую могут преобладать над нашими тенденциями к сотрудничеству?

Развивающие занятия с детьми - это мощный инструмент для изучения состояния человека, позволяющий понять раннее происхождение наших социальных способностей, а также то, как эти способности меняются на протяжении всей жизни. Кроме того, сравнительные исследования с нашими ближайшими родственниками приматами могут определить, какие аспекты наших кооперативных способностей уникальны для человека и какие из них являются общими для других видов и, таким образом, потенциально древними с точки зрения эволюции.

Как извлекается польза из сотрудничества?

Первая задача сотрудничества заключается в создании выгод. Каким образом отдельные лица могут приносить выгоды, которые отсутствовали бы без совместных действий? Хорошим примером тому служат акты взаимного сотрудничества. Когда отдельные лица сотрудничают, они создают выгоды для участвующих сотрудничающих сторон, которые они бы не получили, если бы действовали в одиночку.

С точки зрения простого выигрыша, легко объяснить, почему отдельные лица предпочитают участвовать в коллективных действиях, которые создают эти взаимные выгоды (таких, как совместная охота, а не охота в одиночку). Однако это предполагает, что отдельные лица имеют возможность определить добавленную стоимость, которая может быть получена в результате этого коллективного действия.

https://c.pxhere.com/photos/5e/a8/boat_from_water_glassy_against_silhouette_men_three-954921.jpg!d
https://c.pxhere.com/photos/5e/a8/boat_from_water_glassy_against_silhouette_men_three-954921.jpg!d

Более того, даже если люди признают эти дополнительные преимущества, они должны найти способ реально выполнить эту задачу путем социальной координации своего поведения с другими людьми. Таким образом, несмотря на то, что в конечном счете возникновение взаимного интереса представляется достаточно простым, выявление таких возможностей и успешное осуществление кооперативного акта может быть весьма проблематичным с точки зрения необходимых непосредственных механизмов.

Как распределяются блага?

Дети развивают базовые навыки для получения выгоды в раннем возрасте, на втором году жизни. Однако второй вызов для кооператоров заключается в том, чтобы найти способ распределения выгод, который может обеспечить устойчивое сотрудничество. Эта проблема особенно очевидна для сотрудничества между генетически несвязанными лицами, когда сотрудничеству угрожают фрирайдеры, которые пожинают плоды, платя при этом меньше или вообще не платя за это ничего.

Например, когда отдельные лица сотрудничают в создании коллективного блага, фрирайдеры предпочитают получить такую же выгоду, не внося своего вклада. Поэтому возможности получения выгод от сотрудничества должны дополняться механизмами защиты от фрирайдеров.

В заключении

Существует серьезное различие между навыками получения выгод и навыками распределения выгод от сотрудничества. С самого раннего возраста дети могут извлекать выгоду, оказывая помощь, делясь опытом и сотрудничая друг с другом. Хотя эти способности становятся все более изощренными в процессе развития, основные возможности для участия в альтруистическом и взаимовыгодном сотрудничестве возникают на ранних этапах и уже существуют на втором году жизни.

Однако существует иная траектория развития дополнительных возможностей для распределения благ. Эти навыки - такие, как условная взаимность, управление собственной репутацией и обмен информацией на основе норм справедливости - появляются только на более позднем этапе развития, после того как дети приобрели определенную практику сотрудничества с другими.

Это очевидно как для альтруистического, так и для взаимомотивированного поведения, подтверждающего гипотезу об отставании в развитии между этими двумя разными наборами способностей. Сравнительные исследования также подтверждают эту диссоциацию. Способности детей создавать блага обнаруживают много параллелей, предполагая глубокие эволюционные корни, которые восходят, по крайней мере, к последнему общему предку человека и нашим двоюродным братьям-приматам.

https://c.pxhere.com/photos/81/b7/animal_apes_black_socialization_socialize_ape_chimpanzees_eat-1358251.jpg!d
https://c.pxhere.com/photos/81/b7/animal_apes_black_socialization_socialize_ape_chimpanzees_eat-1358251.jpg!d

В отличие от этого, люди и приматы качественно отличаются друг от друга в механизмах распределения благ, с направляемой в будущее взаимностью, нормами справедливости и созданием репутации, в качестве возможных кандидатов на уникальные для человека способы стабилизации и расширения кооперативного поведения.

Это различие обеспечивает новую основу для современных эмпирических данных о развитии познания детей. Кроме того, в нем указываются нерешенные вопросы, касающиеся происхождения сотрудничества в целях развития, специфики и универсальности этих процессов для различных культурных групп.