Найти тему
Первоклашки

Ребёнок считает с помощью пальцев. Как быть

Бытует мнение среди учителей ( а может, от учителей оно и идёт) , что ребёнок-первоклассник, считающий по пальцам, отстаёт в развитии от сверстников.

"Убрали пальчики!"-требует учительница на уроке.

"Ваш Вова до сих пор считает по пальцам, это никуда не годится!"-говорит она родителям.

И что же делать? Руки привязывать, что ли?

Давайте разберёмся, что к чему.

В каждом из нас присутствует и визуал, и аудиал, и кинестетик, и дигитал. Аудиалов, которые лучше всего воспринимают и усваивают устную информацию и дигиталов (логиков с хорошим вниманием, памятью, дисциплиной, аккуратностью, абстрактно мыслящих)-меньше всего среди детей.

Психология говорит о том, что у ребёнка -дошкольника и ученика начальных классов наглядно-образное мышление, которое медленно, у всех по-разному, постепенно приближается к абстрактному.

Что такое наглядно-образное мышление? А то, что ребёнку для понимания чего-либо необходимо видеть картинку. Потом он будет её представлять. Это если он чистый "зрительник" ( по системно-векторной психологии Юрия Бурлана).

А если ребёнок в большей степени кинестетик? У него лучше всего развита мышечная память. Тогда ему, помимо зрительного образа, просто необходимо всё потрогать руками, сделать самому.

Помню, как в школе, если я сомневалась в правильности написания какого-либо слова, я писала это слово на промокашке и вспоминала, как оно выглядит в книгах. Стихи лучше всего заучивались, если я ходила с книгой по комнате.А в старших классах и в студенчестве, чтобы хорошо запомнить информацию, я подчёркивала при чтении главное, затем по этим подчеркиваниям составляла шпаргалки. Получалась свёртка информации. В большей степени рукой.

Вывод: малышам ( и это давно известно) необходимо показывать картинки с предметами (мы сегодня в основном говорим о математике) плюс давать потрогать эти предметы для счёта.

Сейчас учителя мало работают с раздаточным материалом на уроках. Причина? Его ж надо сделать, вырезать, где-то хранить. Много детей приходят в школу уже умеющими складывать и вычитать в пределах 10 и даже 20. И чего им перекладывать с места на место фигурки грибочков и т.д.? Они считают в уме. К тому же есть тетради на печатной основе, где всё нарисовано, бери и считай. И презентации, где эти же грибочки сами прыгают в корзинку или из неё.

Но. Учителя как раз и не учитывают потребности детей-кинестетиков, коих очень много.

А вот в 80-е годы раздаточный материал был необходимым условием хорошего урока. Чтобы каждый ребёнок на уроке пощупал и увидел, и сам сложил 2 грибочка и 4 грибочка и сам всё сосчитал, а не услышал, как ответ мгновенно выкрикнул "очень умный" одноклассник.

А при изучении букв дети лепили букву из пластилина, обводили с закрытыми глазами шероховатую букву из наждачной бумаги. А более слабым я рисовала эту букву пальцем на их ладошке. На это было время. Азбуку изучали до середины апреля.

Ещё один вывод: если ваш ребёнок всё ещё считает по пальцам, значит, он кинестетик. Поговорите аккуратно с учителем на эту тему, пусть разрешает вашему ребёнку это делать. Или пусть разрешает носить с собой маленькие счётики. Но счёты- это лишний груз, а пальцы всегда с собой.

Я в счёте по пальцам не вижу ничего предосудительного вообще. Есть целая система счёта с помощью пальцев и абака ,например, в ментальной арифметике.

Единственный момент. Научите вашего ребёнка при счёте на пальцах не пересчитывать каждый раз все пальцы сначала, а ДОСЧИТЫВАТЬ. Это важно.

А как ваш ребёнок или вы сами в своё время считали?

Пишите комментарии, делитесь статьёй в соцсетях, ставьте лайки, подписывайтесь на канал.

Ещё почитать про способы работы с аудиалами при заучивании стихов можно здесь https://zen.yandex.ru/media/id/5d69c96b1d656a00ad00be79/kak-bystro-vyuchit-stihi-i-pravila-s-detmi-raznye-podhody-5e158e069c944600ad9628d8

с визуалами- здесь https://zen.yandex.ru/media/id/5d69c96b1d656a00ad00be79/o-tonkostiah-zauchivaniia-stihov-i-pravil-s-rebenkom-vizualom-5e1e4e0aecfb8000aee36cb8

Удачи вашим семьям и здоровья!

Ваша Татьяна Ивановна, учитель начальных классов высшей категории на пенсии.