Начиная поиск сведений о своих родственниках, участвовавших в Великой Отечественной Войне (принципиально пишу так, не люблю, когда это название подменяют на Вторую Мировую войну. Вроде как не было никакой Великой Отечественной, а была какая-то другая война) я много читал различных источников. Обобщал опыт других. И как-то встретил мнение, что поиск сведений о родственников — это не сложно. А ОЧЕНЬ СЛОЖНО.
Не соглашусь с таким мнением. Я ни в коем случае не хочу сказать, что такой поиск это просто. Нет! Но это прежде всего увлекательно. А то, что увлекательно, не может быть очень сложным, хотя бы потому, что это захватывает. Ставя вопросы и получая на них ответы, ты проходишь своего рода квест. Да, используем это современное и модное слово. Может такой квест заинтересует молодежь и «Иванов, не помнящих родства» станет меньше…
Так с чего же начать….
Ну конечно же с родственников. Все мои деды вернулись с фронта, за исключением одного. Дедами я называю не только родных дедов, но их братьев, вторых мужей своих бабушек. Так проще…. Для меня все они мои деды!
Родственники могут помнить важные детали. Например такие, где жил боец до войны, откуда призывался. Может какие-то обрывочные воспоминания бойца. А может быть и так, что и фамилия до войны была другая.
Следом идут базы данных министерства обороны. Это ОБД Мемориал и Подвиг Народа. Вбивая данные на этих сайтах, следует помнить, что ФИО бойца и его дата рождения, могли быть не верно записаны, не так прочитаны и не так поняты. Поэтому вбивая данные надо учитывать этот момент. Так, к примеру, я не мог найти записей о человеке, до тех пор, пока не вбил его без отчества и года рождения. Данные в ОБД вносят с бумажных документов, а там не все можно прочесть или не все написано. В моем случае отчество и год рождения отсутствовали именно на бумажных донесениях. На этом этапе как раз важен опрос родственников. Ведь донесения о безвозвратных потерях составлялись либо по данным воинских частей и в таком случае в донесении указывалось, кому (супруге, матери, отцу и т.д.) было отправлено извещение о смерти (похоронка) и адрес куда это извещение доставлялось. У бойца не было указано отчество и год рождения, но был адрес и ФИО получателя. И по ним удалось понять, что это именно тот человек, которого я ищу.
Подвиг Народа. Сайт, на котором выложены данные о награждениях. В это базе выложены как наградные листы, так и представление на награду с описание заслуг. Алгоритм такой же. Данные могут быть отражены не корректно. Но в целом поиск очень прост и понятен.
Получив эти данные многие успокаиваются и решают, что это максимум который можно узнать. Но это далеко не так. Что еще мы можем узнать из этих сайтов? Много чего. Это номера подразделений, вплоть до полка, это звание, в котором воевал боец. А эти знание дают в свою очередь другую подсказку к нашему квесту. Боевой путь бойца.
Каждое боевое подразделение вело журнал боевых действий. Туда вносились данные о каждом дне, о каждом полке. И таких журналов сохранилось очень много. Исключением являются первые два года войны, когда наши войска, в силу различных причин утрачивали свои архивы или преднамеренно их уничтожали, что бы они не достались врагу.
Журналы боевых действий хранятся в ЦАМО. Центральный архив Министерства Обороны. Находится в городе Подольск. Ни один мой запрос о журнал боевых действий, в этот архив, не остался без ответа. Люди, работающие там, прекрасно понимают свою задачу и что запросы, идущие в их адрес это не просто праздный интерес.
https://archive.mil.ru/archival_service/central/history.htm
Ссылка на сайт ЦАМО.
Но есть ложка дегтя в этой бочке меда. Будучи в Москве, посетил этот архив лично. Я хотел ознакомиться с учетно-послужными документами своего деда. (Он не вернулся с войны. Пропал без вести осенью 1941 г. под Вязьмой. Он был кадровым офицером. В армии с 1936 г. А ЦАМО хранит все документы на офицерский и частично сержантские составы. Рядовой состав такому учету не подлежат. Писать в ЦАМО с просьбой предоставить документы на рядового бойца бесполезно. Если боец был офицером, то просто необходимо писать.) И тут выяснился один не очень приятный момент. Мне отказались показать документы на деда, по причине…. Закона о персональных данных. К сожаление это реалии наших законотворцев. Было сказано, раз я ничем не могу подтвердить свое родство, то приходить мне следует по прошествии 75 лет со смерти деда. Так как его родственники могут возражать против того, чтобы я ознакомился с его документами. Маразм!. Но этот момент необходимо учитывать при обращении в архивы. Но тем не менее, спустя два часа моих настойчивых просьб и увещеваний, на то, что я здесь в командировке, персонал архива сдался и мне предоставили доступ к учетно-послужным документам деда.
На данный момент в интернете на многих ресурсах есть выписки из таких журналов. И если просто вбить номер дивизии и полка можно уже получить много ценной информации.
Следующим моментом я бы выделил нестандартный ход. Это обращение к историкам местного уровня. Есть много людей, собирающих и обобщающих информацию, к примеру для написания исторических статей или книг.
Так, получив в ЦАМО информацию из учетно-послужных документов я знал номер дивизии и полка, входившего в нее. По этим номера я установил, что дивизия в полном составе попала в окружение под Вязьмой, и погибла в попытке выйти из него. Но где под Вязьмой? Это же практически, где угодно.
И я обратился к местным поисковикам, сообщив им все известные мне данные. Возможно, при подъёме бойцов был найден медальон с данными деда. Но они могли плохо читаться и их могли частично не разобрать или не верно понять. Но получив от меня полные данные можно было бы что-то сопоставить. Но, к сожалению, поисковые отряды ничем помочь мне не смогли. Но зато дали контакт местного смоленского историка, человека, активно занимавшегося поиском пропавших бойцов и теперь пишущего книгу о Вяземском Котле.
Связавшись с ним, я получил от него ценнейшую информацию. Это не просто журнал боевых действий, это практически «расписание» боев дивизии, в которой сражался дед, на ПЯТИ листах.
От него я узнал, что дедовская 152 стрелковая дивизия, была прозвана немцами «железной», за то, что единственной сумела сохранить боевой порядок и сумела остаться единым целым. В боях под Смоленском, в августе 1941 г, 152 СД нанесла сокрушительное поражение дивизии «СС» и подошедшим ей на помощь 137 пехотной дивизии и 448 и 449 пехотным полкам Вермахта, которые лишились 75 % личного состава. Но к сожалению октябрьские бои под Вязьмой стали последними боями для «Железной» Дивизии».
Но номер боевой части — это не просто сведения о боях. Он может дать не просто боевой путь, он может привести и к месту гибели бойца.
Занимая сбором данных о дивизии, я наткнулся в сети на выложенное кем-то письмо, дочери бойца152 СД, датированное 1983 г. В этом письме, автором которого был, Лапухов С. из Воронежа (полные данные не известны), описывались последние дни дивизии.
Цитата из письма (орфография и стиль сохранены):
Дорогая Светлана Сергеевна я заверяю Вам ,что отец Ваш погиб на Рожновом поле в момент прорыва кольца окружения. А чтоб Вам было ясным, как это могло случиться ,потому я много и поэтапно написали и последовательно движение дивизии на Смоленщине.
В ходе событий до 12.10.41 г. Отец то в одном месте ,то в другом был на глазах ,а после прорыва 12.10 его уже больше никто не видел. В дивизии он был начальником хим. Хозяйства и в момент прорыва по всем правилам военного времени должен был находиться при своем хим. хоз-ве, а хим хоз-во дивизии занимало немалое место 8-10 автомашин, и естественно вражеская авиация не могла упустить момента разбомбить такую колонну машин. В плен отец не попал. Кто оказался из нашей дивизии в плену мне доподлинно известно из достоверных источников. У нас в Воронеже проживают два однополчанина ,которые тогда попали в плен, когда из-под Вязьмы гнали их в Смоленск ,а затем в Молодеченские лагеря, то дорогою они находились в разных группах по 50-60 человек из 152 дивизии и среди них отца не было ,это точно так же как его не было среди прорвавшихся.
В-третьих. Вед часть дивизии вышла из окружении и было сохранено знамя. Дальше под этим знаменем как сама дивизия, а также и ее полки она воевала и даже учавствовала в штурме Берлина, но люди в ней были уже новые, кроме малой части людей и майора Лопатина командира 480 полка.
После всего выше мной описанного можно считать его гибель-это Рожново поле в районе Аношино Вяземского р-на. Прилагаю (есть три фото по возможности я его ВСЕМ покажу)
Вместе с тем прилагаю две оценки войскам, дравшимся в окружении маршалаов Жукова и Конева о доблести и геройстве воинов ,чего достоин и ВАШ отец. По отцовски обнимаю Вас С.С. и большое Вам спасибо за то, что Вы все это время не покидали отца, настойчиво искали где и как он смог сложить свою голову.
Обнимаю Вас и желаю Вам семейного счастья
29.03.83
г.Воронеж С. Лапухов
Письмо содержало прямой остыл к последнему бою дивизии и к месту гибели личного состава. А уже рассказывая об этом письме родственникам я удостоверился, что полученная информация верна. Читая это письмо, тетя внезапно вспомнила, что по рассказам бабушки, после войны к ним приезжал однополчанин деда и рассказывал, про поле, которое дед не успел перейти, потому что появились немецкие танки…….
Вот такой не сложный алгоритм поиска вернул нам память о деде. В разделе о канале, я написал, что хочу описать свой дилетантский, но тем не менее успешный опыт восстановления истории. Возможно, что кто-то прочитав это тоже попробует восстановить свою историю. Ради Памяти…. Памяти Предков!