Найти тему
НЛП

«Метод Штирлица»: манипуляции и способы борьбы с ними


Нами манипулируют каждый день. Настолько часто, что мы даже не замечаем этого. В статье вы познакомитесь с некоторыми манипуляциями и способами борьбы с ними. Возможно, они покажутся вам простыми или даже банальными. Но все гениальное — просто.

Переспрашивание

Манипулятор с невинным видом хочет получше что-то уяснить для себя в вашем разговоре. Он переспрашивает вас, но повторяет ваши слова лишь частично, тем самым меняя общую мысль сказанного вами. В итоге у «жертвы» искажается восприятия предмета разговора.
Как бороться: в разговоре будьте предельно внимательны. Заметив подобный «фокус» уточняйте смысл раннее вами сказанного. Уточняйте даже в том случае, если манипулятор пытается перескочить на другую тему. Ложное манипулирование — излюбленный метод политических шоу.

Манипуляции апеллируют к чувствам, привычкам, стереотипам и моделям поведения.
Манипуляции апеллируют к чувствам, привычкам, стереотипам и моделям поведения.


Поспешность, перескакивание тем

Манипулятор, сделав «вброс» нужной ему информации, быстро переходит на другую тему. Он разумно рассчитывает, что ваше внимание тут же обратится на новую информацию. Что же произойдет со «вбросом»? Он забудется? Нет. Информация, которая не была проанализирована сознанием, успешно дошла до подсознания слушателя и, через некоторое время, перейдет уже в его сознание. А если манипулятор еще и усилил информацию эмоциональной нагрузкой, то эффект возрастает в десятки раз.
Как бороться: строгое отслеживание нитей беседы и блоков разговора. Не бойтесь возвращаться к уже озвученным моментам.

От части к целому

Манипулятор в разговоре обращает все внимание на одну деталь, не дав заметить главного или, хотя бы, общей картины. Люди составляют мнения, делают выводы, не располагая ни фактами, ни какими-либо данными. Люди, не имея собственного мнения, судят, пользуясь мнением других. Вот так легко и просто можно навязать мнение.
Как бороться: во время разговора с манипулятором понять, какую цель он преследует. Учиться целостному восприятию информации.

Упрощение, стереотипизация

Психика стремится к упрощению понятий и их упорядочиванию, «сортировке». СМИ успешно пользуются этой особенностью мозга. Новая информация подгоняется под стереотип, чтобы человек воспринимал информацию без анализа. Стереотипизация схожа с приемом «навешивания ярлыков» (предвзятых убеждений). Только упрощение значительно легче. Например: есть враг — его нужно уничтожить; есть товар — его нужно купить. Все просто.
Как бороться: совершенствовать свое критическое мышление.

Метод Штирлица

Человек в разговоре лучше всего запоминает начало и конец. Манипулятор ставит нужные слова, которые объект манипуляций должен запомнить, в самый конец разговора. Эффект этого незамысловатого способа — потрясающий.
Как бороться: удерживать нить разговора на протяжении всей беседы довольно сложно — требуется высокая концентрация внимания. Метод Штирлица до сих пор остается непревзойденным.