Найти в Дзене
Инквизитор

Российская православная церковь - крупнейший рабовладелец в истории?

Мережковский, Дмитрий Сергеевич (14.08.1865 - 09.12.1941) - русский писатель, поэт, литературный критик, переводчик, историк, религиозный философ, общественный деятель.
Мережковский, Дмитрий Сергеевич (14.08.1865 - 09.12.1941) - русский писатель, поэт, литературный критик, переводчик, историк, религиозный философ, общественный деятель.

Для многих наших современников, особенно для тех, кто считает себя истинно православными, является удивительным открытием тот факт, что Русская Православная Церковь вплоть до 1764 года являлась крупнейшим рабовладельцем. К середине 18 века количество "монастырских" крестьян достигло 1 млн. человек и это только мужского пола.

Ни для кого не секрет, что церковь во все времена была одним из крупнейших землевладельцев. Но не все знают, что эти земли церковь получала вместе с крестьянами, жившими на этих землях. Причём земли эти монастыри получали как от князей / помещиков, в дар от царя или (как это часто бывало) захватывались самими священниками, которые просто приходили на крестьянские земли и строили там свои монастыри и храмы.

Что вызывало массу волнений, которые сопровождались избиением монахов (иногда и убийствами) и сжиганием построенных храмов.

Основатель Сийского монастыря Антоний в 1543 году писал, «что соседние крестьяне чинят старцам всяческие обиды», «пожары-деи от них бывают не один год, а сожгли-деи у них в монастыре четыре церкви»

Как свидетельствуют исторические документы крестьяне были доведены до такой степени отчаяния, что со священниками особо не церемонились :

Преп. Агапит Маркушевский(1578 г.) убит крестьянами и тело брошено в реку. Он перед этим ходил в Москву просить благословения у митрополита и земли у царя на мельницу. У этой мельницы и был убит. Далее Симон Воломский (1613 г.) мученически убит крестьянами. Такая же участь постигла Иова Ущельского (1628 г.). Преп. Нил Столбенский (1554 г.) спасся живым из подожженного вокруг него леса. Случайно спасся преп. Арсений Комельский, ученик которого был принят за него и убит. Преп. Диодор Юрьегорский (1624 г.) был изгнан и избит и, наконец, преп. Леонид Устьнедумский, также изгнанный, должен был перенести свою обитель с горы в болото».

Как это и бывает традиционно в случае с русской православной церковью - проблема решалась с помощью карательных органов государственной власти.

Монастырским крестьянам вменялись в обязанности как плата оброка, так и отработка барщины, т.е. не только платить деньгами и продуктами "святым отцам", но ещё и земли монастырские обрабатывать. В ущерб обработке своих земель.

картинка из сети, весьма красноречиво
картинка из сети, весьма красноречиво

А поскольку церковники были такие же "эффективные менеджеры" как и бизнес-элита из наших 90-х годов, то ничего лучшего кроме как обкладывать всё большими поборами крестьян они придумать не смогли.

Что и вызвало массовое бегство "монастырских" крестьян со своих земель, из своих деревень.

Например :

в 1605-1614 гг. из Троице-Сергиевого монастыря бежали 140 крестьян одного только Владимирского уезда – более четверти всех крестьян уезда. Как видно из «свозных книг» монастыря, около половины «беглых» ушло за «детей боярских», в дворянские имения

Жизнь в дворянских имениях казалась лучше, нежели в "монастырских рабах".

Когда этот процесс принял массовый характер, церковники опять же обратились к светской власти. И опять встретили полное понимание и поддержку.

9 марта 1607 г. появилось «Соборное уложение о запрещении перехода крестьян», принятое Шуйским вместе «с отцом своим Гермогеном патриархом, со всем освященным собором». Данный документ был подписан всеми членами Освященного Собора – собрания высших иерархов Церкви.

По сути началось то самое крепостное право, инициатором которого выступила русская православная церковь.

С оправданием введёного рабства у церковников проблем не было, поскольку профессиональные демагоги любому своему деянию могут найти оправдание в священных писаниях.

"Каждый оставайся в том звании, в котором призван. Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся. " (1Кор.7:20-23). Апостол Павел
"Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению»– из Послания апостола Павла к Римлянам (13:1-2)

По причине полной вседозволенности в сочетании со сказочной наглостью, жадностью и тупостью, церковники уже на законных основаниях обирали крестьян и по сути ставили их в ситуацию выживания. О чём свидетельствуют многочисленные "челобитные". Примерно такие :

"Крестьяне Архангельского собора с. Ильинского Кашинского у.… А как, государь, мы ж, сироты твои, отданы в Архангельский собор, и бывший протопоп Федор с братией наложил на нас в прибавку деньгами восемьдесят один рубль тринадцать алтын две деньги, да для косьбы указали брать с нас и ныне берут в подмосковную вотчину десять человек работников. А как в прошлом в 204-м году протопресвитер Петр Васильевич с священниками разделили нас, сирот, меж себя по поделям, и они, священники, ключарь с братией наложили вновь же прибавочный оброк: бараны, сыры, яйца, грузди, рыжики, грибы, ягоды, брусника, клюква. И ради тех столовых запасов приезжают они, священники, к нам сами и присылают людей своих и из тех припасов бьют нас на правеже смертным боем, и для своих приездов велят готовить про себя обеды, и берут с нас подводы. И оттого мы, бедные, разорились вконец"

Такая ситуация не могла продолжаться долго и к середине 18 века начались массовые (как бы это сейчас назвали) "акции неповиновения". Крестьяне отказывались платить оброк и отрабатывать барщину, повсеместно звучали требования о переводе из "монастырских" в "государственные" крестьяне. Вспыхивали крестьянские бунты и восстания, которые подавлялись силой.

Их масштаб привёл к тому, что данным вопросом серьёзно начали заниматься в правительстве. И как итог - с 1757 г. появились проекты изъятия церковных имений, а в 1762 г. Петр III подписал указ о секуляризации.

Но реализовать окончательно эту идею смогла уже императрица Екатерина Вторая. Своим указом от 8 марта 1764 года она провела полное отделение церковных земель и перевод крестьян с этих земель в ведение Коллегии экономии, и в дальнейшем именовались они "экономическими крестьянами". Церковь отстранялась от управления имениями, монастырями, приходами, но с другой стороны церковь переходила на полное содержание за счёт государства.

В заключение интересно отметить какова была роль русской церкви в вопросе отмены крепостного права.

Московский патриарх Филарет ( ссылался на Сергия Радонежского, который явившись во сне, предупреждал против реформы) вместе с рядом высших церковных деятелей выступали ПРОТИВ отмены крепостного права.

Ему вторил епископ Кавказский и Черноморский Игнатий :

«рабство, как крепостная зависимость крестьян от помещиков, вполне законно и, как богоучрежденное, должно быть всегда, хотя в различных формах».

Но 19 февраля 1861 года крепостное право всё-таки было отменено. Как ни противилась этому русская православная церковь.

отмена крепостного права
отмена крепостного права

Понравилась статья - подписывайтесь на канал и ставьте лайк.