Чтобы выжить, нужно конкурировать с другими, кто использует те же ресурсы. Для всех видов приоритетность доступа к оспариваемым ресурсам - их социальное положение или положение в социальной иерархии - является ключевым определяющим фактором выживания. Таким образом, многие исследования в области поведенческих и биологических наук направлены на определение того, как люди конкурируют и добиваются успеха в достижении социального статуса.
Доминирование
Традиционные подходы сфокусированы на асимметрии почтения и привилегий, которые в основном организованы по принципу доминирования - ранговые различия, установленные из истории частых побед и поражений. При столкновениях с доминирующим положением, уважение является результатом страха и запугивания, вызванных агрессией.
Иерархия господства формируется тогда, когда эти прошлые агонистические результаты начинают давать последовательность и закономерность в моделях почтения и попустительства, которые дополнительно усиливаются периодическими всплесками легкой агрессии со стороны доминантов. В установленных иерархиях они обычно получают привилегированный и приоритетный доступ к желаемым ресурсам, товарищам, территории, уходу и влиянию на принятие решений по конкретным вопросам. Тогда как остальные должны признавать и принимать свое положение в иерархии и отказываться от доступа к этим ресурсам.
Престиж
Однако более поздние подходы начинают признавать, что межличностная асимметрия человека не является просто продолжением иерархии доминирования. Человек имеет вторую по значимости месть социальному званию - престиж. В разных обществах люди стремятся сделать свой выбор и отказываются от него, отдавая предпочтение людям, обладающим навыками, качествами и атрибутами знаний, которые внушают уважение. Даже в самых эгалитарных охотниках-собирателях различия в ранжировании возникают неофициально, исходя из различий в восприятии успеха. Их влияние полностью зависит от способности привлекать последователей, которая вытекает из обладания и развертывания навыков, приносящих пользу другим.
Асимметрия престижа внутри группы не является результатом какого-либо агонистического принуждения или навязывания, а является скорее результатом свободного убеждения. Престижные иерархии, вероятно, определяли эволюцию наших непосредственных эмоций и этиологии, так что мы активно ищем контакты с такими людьми, уделяем им дополнительное внимание и придаем им благосклонность и почитание.
Напротив, иерархии доминирования стабилизируются покорными эмоциями и этиологическими проявлениями. Обе формы ранжирования, как отношения между людьми, отражают результаты, созданные восприятием этого человека, а не как неотъемлемая абсолютная собственность человека. Члены группы уступают ресурсы лицам более высокого ранга во избежание причинения вреда или получения определенных выгод.
Почему престиж прочен?
Хотя доминирование является обычным явлением, ни одно из сравнимых анти-иерархических настроений, сопротивление или коллективная агрессия не направлены против престижных личностей. На самом деле, помимо простого отсутствия коалиций по выравниванию престижа, лица более высокого ранга в иерархии престижа получают даже вознаграждение, одобрение со стороны тех, кто находится ниже них, что явно контрастирует с тенденциями, ограничивающими доминирующее положение.
Победа, а не сопротивление престижным личностям позволяет последователям получить доступ к тем благам, которые могут принести престижные личности, включая передачу знаний и исключительный вклад в коллективные действия. С другой стороны, люди с престижной репутацией вряд ли смогут обеспечить эти преимущества, если им не заплатят за их усилия. Эти взаимовыгодные обмены, которые возникают между престижными людьми и их последователями, возможно, сформировали наши нравственные системы:
- люди приравнивают справедливость к справедливому заработку, пропорциональному затратам;
- предпочитают системы и институты, основанные на заслугах;
- крайне обеспокоены тем, что лидер может считаться легитимным.
Эти моральные принципы, в свою очередь, способствуют укреплению и стабилизации престижного почтения. Тем не менее, на фоне относительно большей терпимости к различиям в престижах неравенство, может быть оспорено и ограничено, когда отношения престижа и последователей не приносят взаимной выгоды. Надежные механизмы выравнивания богатства обеспечивают средства для компенсации дефицита и изменчивости продовольствия и могут представлять собой необходимую стратегию обеспечения средств к существованию в весьма изменчивых условиях.
Когда признание престижного человека считается незаслуженным или когда успех напрямую не приносит пользу другим, престиж может вызвать зависть, ревность, внимание, а иногда даже враждебность. Эти анти престижные настроения, как представляется, наиболее распространены среди лиц самого низкого уровня в обществе, которые отдают предпочтение социальной сплоченности и групповому успеху перед индивидуальными достижениями.
Любое выравнивание в контексте иерархии престижа в основном направлено на экономическое, защиту подчиненных от чрезмерной материальной стратификации и предотвращение любого обмана системы престижа. Эти усилия не влекут за собой дифференциации в реальных успехах и не ограничивают сам престиж.
У людей, обыденным явлением являются анти доминирующие инстинкты, которые могут перерасти в широкомасштабные скоординированные усилия по нивелированию несоразмерной власти усилителей давления. Однако, напротив, престижные личности, чье большее убедительное влияние признается и одобряется, как правило, не сопротивляются, в результате взаимовыгодных результатов, которые они дают своим последователям.