Найти в Дзене
starcom68

Летчик Галина Смагина. Детство

Продолжаю публиковать повесть моего отца, Евгения Старкова, о нашей землячке - жещине-пилоте Галине Смагиной.

*********

Галка с верёвкой в руках вышла из подъезда и, щурясь от яркого солнца, оглядела огромный двор. Восемь двухэтажных деревянных домов были огорожены забором. Девятым был их каменный дом. Каменным его называли в народе, а на самом деле он был сложен из обыкновенного кирпича. Большинство из жителей этих домов работало на заводе имени Дзержинского. Мать Галки Нина Васильевна работала экономистом, а отец Олег Михайлович выпускал заводскую газету «Дзержинец».

Огромный двор кишел от детворы. Даже зимние морозы не пугали ребят. Они носились вокруг сараев, в которых хранились дрова, Забирались на крыши, прыгали оттуда в пушистые сугробы, Строили катушки и крепости. Играя в войну, тузили противника, не разбирая, мальчишка это или девчонка. Игры играми, но надо было помнить и о родительских поручениях. Иногда в самый разгар игры Галка становилась серьёзной. Она варежками старательно сбивала прильнувший к одежде снег и отправлялась домой. Перед своей квартирой доставала ключ, висевший на прочном шнурке у неё на шее, словно нательный крест, и открывала дверь. Раздевшись, она по-хозяйски брала спички, открывала дымоходную трубу и с помощью бересты разжигала заранее сложенные в печку дрова. Когда придут с работы родители, дома должно быть тепло.

Дом в котором прошло детство Галины Смагиной
Дом в котором прошло детство Галины Смагиной

Сейчас летом ребят было поменьше. Некоторые счастливчики уезжали в гости к родственникам, живущим в деревне или в пионерские лагеря. Оставшиеся ребята обычно делились на группы. У кучи с песком возились малыши. Девчушки младших классов прыгали со скакалками или по начерченным на утоптанной земле классам. Девчонки постарше часто играли в волейбол. Без сетки, просто так кидали мяч друг другу. Галка иногда тоже играла с ними, но больше её тянуло к мальчишкам. Они постоянно что-нибудь мастерили: то пистолеты, то автоматы или ремонтировали велосипеды. Часто целой ватагой они ходили на барахолку, которая была в пяти минутах ходьбы. Понадобятся маленькие гвоздики, а в магазине большие-то не всегда бывают. На барахолке же можно найти всё: и самые маленькие гвоздики, и шурупики, и винтики, и гаечки. Там же можно найти детали для велосипеда. Да что детали, целый велосипед, конечно повидавший виды, можно купить совсем не дорого. Девчонки тоже ходили на базар, но в основном за тем, чтоб полюбоваться милыми котятами, да забавными щенятами.

Но вот в магазинах появились не дорогие модели планеров и самолётов, и началось повальное увлечение авиамоделизмом. Конечно, Галка тоже начала собирать модели и вместе с мальчишками запускала их на спортивной площадке у тридцать седьмой школы. Один самолёт с резиновым моторчиком у неё неплохо летал. В этот день было ещё рано, и во дворе было тихо. Правда, мальчишки у соседнего дома над чем-то уже колдовали. Накануне Галка была у школьной подруги Светы Петровой., которая жила в двух кварталах. Двор у Светы был не большой, дома тоже не большие, старинные с красивыми наличниками, зато в этом старом дворе росли огромные деревья.

Ребята, насмотревшись трофейных фильмов про Тарзана, придумали новую игру. Собрав, где только можно, разные верёвки, они привязали их высоко на деревьях и стали играть в джунгли.

Галя Смагина с подругами
Галя Смагина с подругами

Держась за верёвку и крича по-тарзаньи, они, словно на лиане, перелетали с одного сука на другой. Галку, конечно, не устраивала роль маленькой хрупкой Джен. Она тоже хотела, как Тарзан летать на лианах, но лиан не хватало. Тут она вспомнила, что у них в сарае валялась какая-то верёвка. Сегодня она привяжет свою лиану и тоже станет Тарзаном.

Повернувшись к мальчишкам спиной, она пошла во двор Светы Петровой.

– Галка, Галка, ты куда пошла? – услышала она вслед. – Витька новый самолёт собрал. Сейчас запускать пойдём.

Галка круто развернулась. Разве могла она допустить, чтоб новую модель запускали без неё.

Самолёт лететь не хотел. Все давали советы. Витька что-то переклеивал, что-то подгибал. Наконец, Галка внимательно прочитала инструкцию и нашла причину, почему модель не хотела лететь. Через десять минут новый самолёт под возгласы ребят пролетел расстояние, которое ещё не пролетала ни одна модель. Ребята запускали модель ещё и ещё. Да, к сожалению, пока их самолёты больше походят на стрекоз, но ведь они уже летают.

Кто-то сказал, что в Москве можно купить модели с настоящим моторчиком.

– Вот бы нам такую! – с завистью сказала Галка.

Когда ребята вернулись в свой двор, у одного из подъездов собрались фронтовики. Одноногий дядя Вася играл на гармошке и пел:

– Выстрел грянет,

Ворон кружит...

Мой дружок в бурьяне

Не живой лежит.

Он пел с надрывом, прикрыв глаза и резко мотая головой

– Опять перебрал, – заметила Галка.

Дядя Вася, когда был трезвым, что случалось довольно редко, обычно молчал, но стоило ему выпить, начинал рассказывать про войну. Он хорошо помнил фамилии своих командиров, начальников и погибших друзей. Помнил и все населённые пункты, где довелось ему воевать. В то время было много книг про войну. Ребята, конечно читали их, но дядя Вася рассказывал то, о чём в книгах не писалось. Он рассказывал тяжёлую окопную правду, и ребята любили слушать его. Он знал много фронтовых песен. Пел их, играя на гармошке, душевно и приятно. Но стоило ему лишка выпить. он начинал плакать о погибших товарищах, скрипеть зубами и ругаться. Он ругал тех, кто посылал молодых парней на верную гибель, хотя это можно было избежать. Вот и сейчас он был уже на грани того болезненного состояния.

– Ну-ка, Вася, сыграй нашу любимую. – сказала любительница попеть тётя Нюра и, сев рядом с гармонистом , затянула:

– Каким ты был, таким ты и остался,

Орёл степной, казак лихой…

Дядя Вася широко открыл глаза, Улыбнулся и стал лихо подыгрывать певице. Тёте Нюре подтянула её соседка и над двором зазвучала песня из кинофильма «Кубанские казаки».

К Свете Петровой Галка пошла только на следующее утро. Забравшись высоко на дерево, она крепко привязала свою верёвку и, ухватившись за неё, попробовала перелететь с одного сука на другой. Это было не так сложно. Трудней оказалось удержаться на новой опоре. Когда во двор высыпали ребята, среди которых была и Света, Галка уже освоилась в «тропическом лесу» со множеством «лиан», только кричать по-Тарзаньи у неё не получалось. Теперь Галка каждый день ходила во двор Светы Петровой. Мальчишки, которые уже давно играли в Тарзаньи игры придумывали всё новые и новые трюки. Настырная девчонка старалась не отставать от них. Но вот как-то она нечаянно сорвалась и полетела вниз. Падая, она сильно ударилась ягодицей об острый сук. Боль была ужасная. Когда она встала на ноги, то почувствовала, как течёт кровь. Крепко зажав больное место, прихрамывая, она побежала домой. Дома никого не было. Рана была глубокая, и из неё лилась кровь. Позже она сама удивлялась. как ей удалось остановить кровь. Ещё она умудрилась выстирать все окровавленные тряпки и вымыть пол, чтоб никто не узнал.

Прошло дней пять. Галка подтирала пол и из-за боли как-то необычно нагибалась.

– Что это ты так высоко корму поднимаешь? – сказала мама и слегка шлёпнула Галку по заденке.

Галка, дико заорала. Когда опустив штанишки мама увидела, всё ещё кровоточащую рану, ей стало дурно. Пришлось Галке всё рассказать.

– Да тебя надо было сразу к хирургу, чтоб зашили. – волнуясь говорила мать. – Теперь будет огромный шрам на всю жизнь.

– Ну и пусть . Там ведь не видно, – успокаивала дочь...

Одной из первых в городе Галке удалось купить модель самолёта с настоящим моторчиком. О, какая это была радость! Галка стояла в центре площадки, а вокруг неё на прочной корде с громким жужжаньем летал самолётик. На шум сбежались ребята из окрестных дворов. Ещё недавно они смеялись над юными авиамоделистами, когда их модели, пролетев несколько метров, тыкались носом в землю. Ведь модели при падении часто ломались. А сейчас самолётик летает и летает. Ещё Галка каким-то образом то поднимала его выше, то опускала. После такого зрелища многим тоже захотелось заняться авиамоделизмом.

Скоро на площадке стали жужжать сразу по несколько моделей. Пусть крылья самолётов по-прежнему были бумажными, но они жужжали и могли подолгу находиться в воздухе. Теперь Галку трудно было загнать домой. Моторчики работали на эфире. Иногда не хотели запускаться. Ребята часами возились с ними. Когда на улице становилось холодно, они собирались в подъездах. Из-за неприятного запаха эфира их выгоняли оттуда. Даже одежда у них воняла эфиром. Зато какую радость испытывали они, когда на прочной корде по кругу с жужжаньем летали их самолёты.

В школе у Галки иногда возникали вопросы дисциплины, но училась она хорошо, поэтому родители не запрещали ей заниматься этим хлопотным мальчишеским делом, только ворчали, когда от неё сильно пахло.

Когда Галка окончила семилетку, домашние не удивились, что она выбрала Авиационный техникум. Отец Галки в то время уже не работал на заводе, но считал, что техническое образование – дело серьёзное. Старшая сестра Ада, которая в детстве мечтала сталь балериной, но из-за здоровья не осуществила свою мечту, тоже поддержала её.

Галя – семиклассница
Галя – семиклассница

В школе, конечно, были удивлены, что Галя Смагина одна из всего класса пошла в техникум. Тогда уже спустя больше десяти лет после войны бытовало мнение, что в техникумы да в ПТУ идут недоумки. Большая часть молодёжи стремилась окончить среднюю школу и потом поступала в высшие учебные заведения. А Смагину притягивало само название техникума. Она поступала не в какой-нибудь механический техникум, а в авиационный.

Часть учителей даже обрадовались, что их покинула эта не спокойная девочка.

Предыдущие части:

1. Галина Смагина - пилот МиГа

2. Женщина, которая в Хороге Як-40 сажала

3. Мировой рекорд

Если вы желаете приобрести книгу о Галине Смагиной - Жизнь на крыльях. Пишите на мой адрес: starcom@rambler.ru

Евгений Старков. Жизнь на крыльях
Евгений Старков. Жизнь на крыльях

Понравилось? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал в Дзен