На днях я “прочитала” несколько бессловесных комиксов Томаса Отта и решила кратко рассказать об этом редком виде рисованных историй. По крайней мере, нечасто встречающемся среди комиксов для взрослых, умеющих читать.
Silent comics (они же pantomime comics, тихие комиксы, бессловесные комиксы или просто комиксы без слов) — комиксы, в которых нет текстовой составляющей, а история рассказывается через последовательность картинок. Слова, буквы, цифры могут присутствовать, но не в виде осмысленного текста, а как отдельные знаки и символы, несущие уточняющую информацию или создающие определенную атмосферу. Как, например, “счастливое” число у Томаса Отта в “Номере 73304-23-4153-6-96-8”, на которое нанизываются события. Или как причудливая письменность в графическом романе Шона Тана “Прибытие”, которая запускает у читателя механизм эмпатии по отношению к главному герою, оказавшемуся в чужой стране и не понимающему местный язык.
Предтечей современных комиксов без слов являются так называемые романы без слов (wordless novels), существовавшие в 20-30-ые годы 20 века. Бессловесные романы пользовались большой популярностью у социалистов и широко использовались в пропагандистских целях. Однако со временем они сошли на нет, вместе с протестными настроениями. Одним из художников, работавших в данном направлении, был уже упоминавшийся Франс Мазерель, чьему перу принадлежит самый первый роман без слов “25 образов страстей человеческих”.
Silent comics интересны тем, что требуют от читателя более глубокой вовлеченности, чем обычные комиксы. Так как слова в них отсутствуют, то всю информацию, необходимую для понимания сюжета, читатель должен “считать” по картинкам — изображению предметов, жестам, выражению лиц и прочим невербальным знакам. Для этого необходимо предельное внимание к мелочам, которые в обычном комиксе могут быть пропущены. Известный комиксист Шон Тан сказал, что полное отсутствие слов позволяет художнику поставить читателя на место главного героя. Конечно, в том случае, если художник обладает достаточным мастерством, чтобы создать визуальную среду, способную вызвать у читателя релевантный эмоциональный отклик. Собственно говоря, высокое мастерство художника — и есть тот затык, которые объясняет, почему бессловесных комиксов так мало.
Как правило, в основе silent comics лежат простые истории с философским смыслом. Сюжет обычно трагичен; концовка — из разряда “все плохо” или, как минимум, неожиданна. Часто в конце книги главного героя ждет смерть, но и ее появление может сопровождаться сюрпризами. Особняком стоят бессловесные комиксы утилитарной направленности: рекламные проспекты, пособия по освоению каких-нибудь двигательных навыков (например, танца) и прочие мануалы.