Эверест. Кайлас, Шамбала, сокровища пещеры Мата-Таш, Гиганты загадочных пещер Тибета, ждущие "квантового вознесения" рода человеческого, чтобы показать своё Лицо достойным.
И пока в Китае в своём воображении борются с ними очередные «культурные революционеры», строящие имитацию рая на Земле, на страданиях 3 миллионов политических заключенных, которые содержатся в их новом Гулаге, создавая гигантские Технопарки Чжунгуаньцунь, Тяньцзинь, Шань-Дунь и Wanzhuang eco-city, и они своими садами, энергоэффективными и безуглеродными зонами, водоёмами и Умными Домами, удалённой работой с невиданными даже в Соединённых Штатах доходами для избранных нескольких десятков тысяч человек напоминают коммунистическую мечту человечества, а русские и японские безработные бесплатно годами расклеивают объявления этих Технопарков, чтобы продать бедным их продукцию Тянь Ши, - эти же китайские идеологи, мирно спящие в полумёртвом сне под песни о вечности Китов и Дельфинов, которых они предпочитают уничтожить, ведь пение их не воспринимает ухо человеческое, - постепенно теряют благословения Богов, - то в эти же дни русские, европейские, американские альпинисты пытаются взять свои духовные Вершины, под выстрелами китайской артиллерии приближаясь со священным смирением к Божественной Милости Эвереста и Кайласа.
Русские и американские учёные и создали мир Кибернетики и Искусственный Интеллект, Умные Дома и возможность объединить людей через 5G и Нейронет, Экополисы и Города-Сады, но это не далось нам просто так, и мы никогда не приблизились бы к Божественному без полного Отречения и Благоговения перед Ним.
«…Природа безмолвствовала. Успокаивающая тишина охватила горы. Солнце начало пригревать склоны и время от времени мимо проскальзывали по льду ни то мелкие камушки, ни то льдинки. Обе связки работали молча и сосредоточено. Это были минуты наслаждения альпинизмом — ты работаешь и всеми порами чувствуешь свободу и единение с природой, ощущая себя маленькой ее частью. Все житейские заботы кажутся в это время второстепенными, и ты понимаешь, что ни они должны диктовать тебе линию поведения в жизни. Именно в такие минуты, подобно истинно верующему на исповеди, ты очищаешься от скверны.
Мне показалось, что мимо нас, справа сверху, вниз налево просвистел по льду камень. Мгновением позже я услыхал снизу страшный, разрывающий тишину, скрежет металла об лед. Не понимая еще, что это значит, не поворачиваясь, бросил взгляд вниз. Только что там были ребята, а сейчас на ледовом склоне их нет. Но тут же над скалами, замыкающими склон, взметнулось сначала одно тело…. и исчезло, и почти сразу же, очевидно выброшенное рывком веревки или ударом о камни, второе…. и тоже исчезло. Они не зарубились на льду и …. это был конец.
…Страшно глупо! Нелепо! Мгновение — и уже все другое. Не ощутив всего этого, понять наше состояние невозможно. Потом появилась странная мысль: как же его защита докторской, ведь она уже назначена на октябрь? А как же его сын, ведь он внизу, в лагере, ждет отца? И мама, — еще сегодня он говорил, что волнуется за нее, — и оставил ее в плохом состоянии?..»
Из воспоминаний Е. И. Тамма «Памяти гималайцев, погибших за годы, прошедшие после «Эвереста — 1982», где потомок великого ученого пишет, как на его глазах оборвалась жизнь в предгорье Гималаев основоположника советской кибернетики, первого создателя распознавания образов в применении к математическому моделированию физиологических процессов, знаменитого альпиниста Михаила Бонгарда.
Поэтому, скорее всего, есть только один Путь к Городу-Саду - это путь в твоей душе и через нее. И только через неё и через концентрацию всего лучшего в себе ради прекрасного и наивысшего смысла Вселенной, Бога, даже если в него не веришь, можно структурировать свой Хаос, создавая из него Гармонию и Кристалл внутри себя, чтобы он стал созвучен Огромному Кристаллу - Кайласу, и твоему личному Кайласу, и твоему личному Маверику. Любая Вершина берется сначала внутри твоей Души, а потом математик, будучи свободным от страха, алчности, гордыни и рабства, структурирует Метаданные мира и через озарения в Кибернетике он строит Технопарки и Экополисы, объединяя человечество и все лучшее в нём в экосистему 5G через Big Data и Интернет Вещей. Это нельзя имитировать, нельзя украсть, за это всегда платится дорогая цена, как и за любой научный и духовный прорыв.
И может быть, когда ты посмотришь в Небо, которое иногда, особенно поздней осенью или ранней зимой становится похожим на Океан, ты увидишь, как создаётся этот Новый Мир, - через жертвоприношение своего эго и страха учёными на всех Вершинах мира, или на Мавериках, а эта Музыка на Побережьях, которую играет старый диджей, похожий на Гоа Гила, вдруг напомнит тебе то ли взлёт гималайского Кумая, то ли взлёт и твоего Духа над материей, а может быть, и Восьмёрку Озаки.
А может быть, ты вспомнишь слияние с Океаном Вячеслава Курилова, первого советского йога, овладевшего левитацией, который плыл трое суток в шторм и выбрался на берег живым. И увидев их Душу в Небе-Океане, - всех представителей поколения 1970-х России, которое дало миру первых альпинистов, создало Ноосферу, создало Кибернетику и прообраз Big Data, вернуло Буддизм, привело молодых к Алтарю Божественного Христа переводами Толкиена и Льюиса под руководством Александра Меня, пробудило Достоинство после сталинизма.
Действие в фильме "Эверест" происходит на 14 лет позже гибели экспедиции кибернетика Бонгарда, в 1996 году, и фильм посвящён 16 альпинистам, погибшим под лавиной, но все они добрались до своей личной Вершины. И в ночь Самайна можно видеть эти Прекрасные Души ушедших в Шамбалу как созвездия на Небе, - они витают не только над Стругацкими, заставив их написать поэтичнейшую сагу «Отель «У погибшего альпиниста», - они незримо охватили и унесли прочь и душу Джейка Джилленхола, сыгравшего роль Скотта в "Эвересте".
В фильме его мягкий проникновенный голос снова поставит перед миром задачу Донни Дарко (Ричард Келли, 2001), - второго Александра из «Жертвоприношения» (Андрей Тарковский, 1986), - ведь в фильме "Эверест" Джейк снова станет то ли ангелом-хранителем, который помог гениальной девушке-математику в «Доказательстве» (Джон Мэдден, 2004) не потеряться в этом мире, то ли Левшой (Антуан Фукуа, 2015), который встал с колен в невыносимых условиях и поднял всех близких, то ли ковбоем из "Горбатой Горы" (Энг Ли, 2005), только уже слишком взрослым, ведь здесь в Гималаях гора Эверест не для кого не станет Горбатой, но в каком-то другом, высшем смысле, эта Гора, — для нас через Джейка и его товарищей, - станет истинной трансценденцией, преодолением смерти и нахождением Ответа.
И ты почувствуешь постижимо-волшебное Благоговение осознания Гармонии Вселенной, — того пугающего своей конкретностью факта, как близко Восходящие подошли сами и подвели нас к прорыву и в науке, и в самосознании, и совести, — осознание чего вдруг обрушивается торжественной тишиной и безвоздушным пространством в фильме «Эверест» и зрительный зал замолкает.
Что-то неуловимое заставит вас, посмотрев этот фильм, день-два ходить и думать, и молчать, и никому не говорить ни единого слова, — ведь душа так переполнена чем-то прекрасным, что не хочется расплескать это, а фильм Бальтасара Кормакура «Эверест» — это в чистом виде визионерство, оно срывает напрочь все покровы и с атеизма, и с его оправдания, и вот, когда весь детский лепет материализма рушится перед Кайласом и Эверестом как карточный домик, — и тут мне вспоминается почему-то Эдгар По, пребывающий в своём вечном Хэллоуине:
Лишь звон разбитой арфы так
пронзает душу, —
это Символ, это Знак.
Немного больно от того, что, как это всегда и бывает в жизни, - в фильме одна любовь оказалась сильнее другой: одна воскресила человека и вернула его к ещё большим свершениям (герой фильма Роб Холл, которого поддерживала возлюбленная, ещё 5 раз покорит Эверест, и один раз вместе с Джен, что по-шамански вывела его из сумрака к жизни), а другая любовь… нет, не смогла, но дала дочери героя Имя.
А красота их душ — слилась и с красотой Бога на картинах Рериха, и со всем лучшим, что есть в нас, - и мы замерли в запредельном восхищении, так что же нам нужно еще?…
Но еще чуть-чуть, и все погибшие альпинисты встанут, воскреснут, и мы растворимся в блаженстве их сверхчеловеческого сознания, будет ли это торжество Майтрейи, что предсказал нам Рерих, или Второе Пришествие Христа, или Экзокортекс общепланетарного сознания, что создал доктор Уилл Кастер в «Трансценденции» (Уолли Пфистер, 2014). Или очнутся Гиганты Атланты или Лемурийцы в пещерах Тибета и споют нам песню о всеобщем Братстве, Любви и Прощении, — вот что читается в замирающих глазах Скотта Джейка Джилленхола, непроницаемых за стеклами темных очков: и песня их будет и о Гималаях, и об Алтае, и горе Белухе, и Эвересте, и Кайласе, и даже о Горбатой Горе, о них уже сложено много стихов и песней, и песня Гигантов вольётся, растворится и вплетётся в Симфонию Бытия, а после, быть может, опять вне Времени и Пространства услышит и вернёт её истинный смысл стратосферное одиночество Антуана де Сент-Экзюпери, — жестоко и безысходно в «Планете Людей», как она отразилась и в песнях Владимира Высоцкого.
В этой бесконечной Симфонии я слышу ещё один Голос, голос Художника из недавно прочитанного «Лезвия Бритвы» Ивана Ефремова:
«Миллионы лет, кальпу за кальпой, океан слепой, бессмысленной жизни плещется по лицу Земли и Бог знает еще скольких миров. Сотни тысяч лет существования полузверей-полулюдей продолжалось немое кипение страстей и темных мыслей, без возврата назад, без восхождения ввысь и вперед. Так и шли — не связанные с прошлым, не думая о будущем, исчезая в настоящем, как листок в порыве ветра. Но надо было совладать со злом в душе, пробиться сквозь него, как это пришлось сделать и ему, в новую эпоху могущества человека, все еще находящегося в плену старой злобы»…