Честно признаюсь, нет ни малейшего желания разбирать сериал по косточкам и деталям. И в общем о нём как-то не скажешь. Но чтобы быть честной, обращаюсь к тем, кто сомневается смотреть или не смотреть. Или сначала читать книгу, а потом смотреть. Или наоборот. Просто идите и сделайте уже что-нибудь!
Книгу получилось вложить в шесть серий, максимально сохраняя авторское изложение.
Парочка Майкл Шин и Дэвид Теннант, главные герои ангел Азирафель и демон Кроули, великолепна. Нет, я могу тут долго захлёбываться восторгом, написать сто страниц с точки зрения зрителя, ещё сто с точки зрения актёрского мастерства и великолепной актёрской школы. Но просто факт: сто процентов великолепия и завораживающего обаяния в каждом слове, сцене, диалоге. Вместе и по отдельности. Есть и другие интересные актёрские работы, но эта парочка цепляет так, что всё крутится вокруг неё, что вполне логично. Затмевают ли они всё собой? Возможно. Иногда. Но это слишком хорошо, чтобы вызвать моё недовольство.
Для меня каждый диалог - цитата. Теперь в мой круг приближённых лиц будут автоматически попадать те, кто поймёт, что я цитирую “Благие Знамения”.
Главное, что мне эта история в целом созвучна. Про апокалипсис сегодня. Во всяком случае, что всадники его давно, если не всегда, среди нас. Действительно, что будет делать Скверна в момент апокалипсиса, после того, как бензиновый двигатель и пластик уже изобретён? Голод тоже давно нашёл себе применение: производить, рекламировать и продавать пустую и искусственную еду, которой невозможно насытиться. Ну и Смерть, действительно, “всегда здесь”. Тем более, что другой мой любимый автор уже сказал что “проблема не в том, что все мы смертны, а в том, что иногда внезапно смертны”. А Война присутствует при каждом подписании мирового соглашения.
И наверняка найдутся те, кто будет громко возмущаться по поводу вопросов религии и веры. Но, во-первых, даже если местами грань - лезвие бритвы, но она сохраняется и соблюдается. Если кто-то не согласен. Приведу цитату из книги, точнее из предисловия “...снабжено Примечаниями Образовательного Характера и Наставления для Здравомыслящих Нилом Гейманом и Терри Пратчеттом”. Всё. Думайте сами. Во-вторых, стоит ли плеваться ядом в грешников, которые очень точно определили, как сегодня совращают чистые души? Раньше, мол за каждой душой гонялись, годами ждать пока одно маленькое совращение сработает, а теперь такой охват! Например, взять и заблокировать мобильную связь в центре Лондона на 45 минут. 20 000 душ, однако.
Думаю, что найти к чему придраться в сериале будет и у тех, кто читал книгу и у тех, кто вообще ничего не слышал о Терри Пратчетте и Ниле Геймане. Даже то, что мне могло бы показаться не идеальным, не имеет значения. Если чего-то не хватило лично мне, то это перевода. Местами даже с моим уровнем английского, слишком очевидны неточности и не тонкости. Но даже не самый лучший перевод не способен убить всю эту невозможно филигранную игру понятиями, сюжетами, словами.
И да. Я сначала смотрела сериал. Но на следующий день после просмотра последней серии мне чудесным образом попалась книга. В твёрдом переплёте. Я ношу её с собой. И просто открываю на любой странице. И каждое предложение цитата.
Тема с экранизациями книг для меня всегда была липкой. Не в смысле, что люблю позалипать в отснятые книги, а в смысле — любая кинокоманда, которая лезет в экранизацию, на мой взгляд, наступает во что-то странное. Безусловно, в каждом правиле есть исключение. Бывают книжули настолько незатейливые, что даже ты — обычный смертный — читаешь и думаешь: «Взял бы и снял!» Бывают такие книжули, что смотреть их даже лучше, чем читать, а лучше ни то ни другое — целее будете, сон не пострадает и аппетит. А бывают экранизации, как самородки, что, конечно же, такая же редкость, как и, собственно, самородки. Такие вроде бы даже не слишком привязаны к точности повествования, так — общий сюжет — а становятся легендами не только у киноманов, но и у книгочеев.
С «Благими знамениями», сделанным по Пратчетту и Гейману, с одной стороны, всё однозначно — конечно же, его стоит смотреть (дальше уже можно не читать), с другой — неоднозначно (всё равно стоит смотреть).
Неоднозначно, потому что «Благие знамения» — это магия Пратчетта и энергия Геймана. Магия у него тоже всегда есть, но она другая. Хотя вернее будет так: это магия Пратчетта другая. Нет больше ни у кого такой магии. Взять вот, например, «Гарри Поттера»: на каждой странице или каждую минуту экранного времени по сюжету кто-то творит колдунство. Казалось бы, волшебство должно стать чем-то самим собой разумеющимся. Ан нет! Оно всё равно Волшебство! Или вот «Властелин колец»: чтобы прикоснуться к здешней магии, вообще желательно сначала исповедаться и помыть руки, настолько она далека и магична. Магия же Пратчетта всегда была, простите меня за такое приземлённое слово, «бытовой», что ли. Хотя правильнее было бы, наверно, назвать её всё-таки ламповой. Знаете, это такая магия для всех. Это волшебство, настолько проникшее в жизнь, что стало неотделимым от неё, от героев и от читателя. Волшебство Пратчетта — это волшебство, на которое способен каждый. В том и есть особенное очарование магии Пратчетта: у всех она для чародейства, а у него — для жизни. Читаешь и понимаешь, что легко можешь утром ехать в одном автобусе с Ринсвиндом или Двацветком, или Нянюшкой Ягг. Можешь, конечно, и с дементором, но это уже проекция, потому что дементор всё равно останется пафосной неведомой говниной в обносках, пожирающей ваше счастье, а значит, существом, скорее мифическим, чем реально существующим. Через это волшебство Пратчетта становится близким и понятным всем, оно начинает проникать и в жизнь читателя, который, начитавшись о пратчеттовских вампирах, перестаёт бояться тьмы. А что может быть важнее волшебства, спасающего от страха? Обычное, знаете, такое волшебство без глаз наружу и криков на непонятном артланге (поклон Толкину). Максимально близок в этом плане к Пратчетту Кристофер Мур, правда, его магия существенно ниже пояса, поэтому подойдёт только адептам Буковски и веселящих сознание веществ. Магия же Пратчетта — для всех. И пусть никто не уйдёт обиженным.
Думаете, от нечего делать разорялась про книгу, магию и Пратчетта? Нет. Дело в том, что в сериале «Благие знамения» Пратчетта нет. Возможно, потому что он мёртв, а Гейман жив, поэтому он смог работать над сценарием, а Пратчетт уже нет. Это не плохо, потому что гений Геймана, хоть и другой, что радует, но не менее масштабен, что тоже радует. Поэтому, хотя Пратчетта в экранизации нет, смотреть всё равно стоит. Потому что есть Гейман, есть качественная картинка, хотя кого ныне этим удивишь, есть треки Queen (вы только представьте себе горящую машину с демоном за рулём, несущуюся под The machine of a dream), есть огненная рок-звезда Кроули, адский пёс и всадники Апокалипсиса на кастомных байках, есть внятный, последовательный и очень динамичный сюжет (потому что Гейман жив), есть отличный каст: например, роль голоса Бога исполняет блистательная Френсис МакДорманд.
Небольшой бонус: демон Кроули покажет вам, как выращивать идеальные комнатные растения.
Небольшое предупреждение (не спойлер): если вы удивитесь развязке, то не удивляйтесь. Просто вспомните, куда вам хочется засунуть голову, когда ваш ребёнок подросток с упорством барана отстаивает своё мнение. Нет своего барана, возьмите погонять.
Небольшая рекомендация: не недооценивайте Вельзевула, обратите на него чуть более пристальное внимание — вокруг многих нынче крутятся мухи, и это явно не цветные мушки от удара головой об дверь в темноте. Just think about it.
И помните: с вами никогда не произойдёт того, во что вы не верите. И да поможет вам Кроули.
«У нас завтра Апокалипсис, а мы потеряли Антихриста». Эту фразу из сериала «Благие знамения» надо напечатать на баннере и повесить над планетой Земля. Это многое объяснит тем, кто решит прилететь к нам в гости. Да и нам самим тоже.
Спасибо. Спасибо Терри Пратчетту (светлой и нескучной ему вечности) и Нилу Гейману за книгу и Дугласу Маккиннону за сериал. А Всевышнему спасибо за британцев! Не за странных премьер-министров и воинствующих дураков от власти, а за гениальных ребят, наделённых совершенно фантастическим чувством юмора и пронзительным состраданием к человеку со всеми его несовершенствами.
Именно об этом сериал. О том, каково это быть человеком, даже если ты ангел, демон или, страшно сказать, 11-летний Враг Рода Человеческого, Разрушитель Царств, Ангел Бездны, Великий Зверь, имя коему Дракон, Князь Мира Сего, Отец Лжи, Порождение Сатаны и Владыка Тьмы. Каково это - иметь свободу выбора. И каково - не иметь её, быть скованным самой своей природой, природой, казалось бы, неопровержимой, данной самим Всевышним раз и навсегда. Но как понять эту природу, как точно следовать ей, как исповедовать данную Им суть, если Его воля и его пути неисповедимы?
Казалось бы, страшные, проклятые вопросы, на которые всё предыдущее искусство отвечало пафосными трагедиями вообще и всей классической русской литературой в особенности. Но иногда нужно, чтобы смех, ирония и капелька сатиры чуть-чуть снизили пафос. Если это сделать так, как сделали авторы книги, а за ними и авторы сериала (которые очень нежно подошли к первоисточнику) - бережно и с любовью, то святое не будет попрано, а высокое не измарается в быте. Напротив, такая проповедь любви, дружбы, привязанности, прощения оказывается порой куда более действенной, чем многие формальные каноны, пропетые с давно уже потерявших святость амвонов.
Господь - не в догмах, не в разбиении лба в экстазе. Точнее, он не только там. Больше всего он - в нас самих. В том, как мы любим своих детей, даже если они оказываются по рождению исчадиями ада. Но мы баюкаем их, читаем им сказки, шлёпаем их по попе, ставим в угол, целуем пушистую макушку и любим, любим, любим, преображая их своей любовью, делая их людьми, кем бы они не прибыли в этот мир.
В том, как мы любим друзей, прощая им неряшливость, занудство, бойцовский нрав, сверкающие алым глаза и способность обездвижить нас невидимыми путами. Мы не можем простить одного - предательства и посягательства на нас самих. Но и это прощаем, если видим, что наш друг на миг, лишь на миг, перестал быть самим собой. Но мы будем рядом, если он попросит помочь ему вернуться.
В том, как мы меняем реальность, подчиняя её своим желаниям и представлениям, как мы способны обратить адских псов, Пожирателей душ, в безобидных Бобиков, готовых преданно защищать нас от всех ужасов мира.
В том, как мы и только мы сами порождаем эти ужасы и питаем их. И только мы, мы сами можем укротить эти ужасы, если сохраним детскую чистую веру в добро и правду.
Вот об этом нам с вами поведают «Благие знамения».
Это отличное кино. С великолепными британскими актёрами, невероятно убедительными в своих образах. Невозможно устоять перед светлым и слегка тревожным обаянием Ангела-Хранителя Восточных врат Эдема, а ныне - букиниста в лондонском Сохо, обожающего старые книги предсказаний и нечестивые библии, а также - изысканную еду, особенно суши, и отменное вино. Как и перед тёмной и совершенно рок-н-ролльной харизмой Змея-Искусителя Кроули, нежно привязанного к своему Бентли 1929 года и к хитам группы Queen. И к их 6000-летней вражде, давно уже переросшей в трогательную дружбу и заботу друг о друге (впрочем, они в этом никогда не признаются).
Невозможно удержаться от смеха, глядя на ангельскую и дьявольскую канцелярии, абсолютно идентичные в своей бюрократической косности и стремлении присваивать себе право быть правыми во всём и всегда.
Невозможно не поддаться очарованию самой атмосферы сериала, очень ламповой, тёплой, совершенно лишённой холодной жестокости, столь свойственной современному кино - полнометражному ли, или сериальному. Атмосферы, рождающейся из мелочей - от симпатичной заставки с саундтреком, похожим то ли на мотивчик из музыкальной шкатулки, то ли на мелодию из аттракциона с лошадками, до милейшего и совершенно не страшного Кракена с лицом озадаченного человека, которого достали из тёплой многовековой постельки и заставили есть каких-то неведомых китобоев вместе с их утлыми судёнышками.
Невозможно не вздрогнуть от того, насколько хрупок человеческий мир. И от того, что мы сами сделали его таким. Что не четыре всадника Апокалипсиса могут запустить страшный сценарий гибели всего живого, а всего несколько или даже один дурак, случайно или намеренно оказавшийся в нужное время в нужном месте. И что не Антихриста нам нужно бояться, а нас самих.