ЕСПЧ раскритиковал российскую систему контрольных закупок наркотиков. И потребовал от правительства объяснений
В 2016 году Европейский суд по правам человека коммуницировал жалобы сразу девяти россиян, осужденных за наркопреступления. Об этом «Медузе» рассказала адвокат международной правозащитной группы «Агора» Ирина Хрунова. Она специализируется на работе по наркопреступлениям, и четверо из девяти россиян, упомянутых ЕСПЧ — ее подзащитные.
У всех заявителей уголовные дела строились по одному принципу: главным доказательством их вины становилась так называемая «контрольная закупка» наркотиков, организованная оперативниками. Например, когда сотрудники полиции договариваются с известными им наркопотребителями или посредниками о том, что те купят наркотики у дилера и тем самым подтвердят его причастность к наркобизнесу. Метод контрольной закупки является одним из самых распространенных при задержании наркодилеров.
Теоретически контрольная закупка должна только подтверждать имеющиеся у оперативников сведения о дилере, но на практике она нередко становится главным и фактически единственным доказательством его вины.«Стандарт доказывания по таким делам очень низкий, — объясняет Ирина Хрунова. — Как правило, в таких делах у якобы сбытчика изымают денежные средства, а у закупщика какие-то наркотики. Плюс есть показания оперативника, который проводил операцию. И этого уже достаточно для обвинительного приговора».
Все девять заявителей в ЕСПЧ не признали своей вины в суде. И в итоге получили серьезные сроки. Например, 32-летний москвич Виктор Панин был задержан в ноябре 2013 года после контрольной закупки с участием закупщика, которого полицейские задержали ранее и склонили к сотрудничеству. В мае 2014 года Панин получил 8 лет колонии, хотя утверждал, что никогда не продавал наркотики — только употреблял.
В сентябре 2019 года ЕСПЧ уведомило Хрунову, что поставило перед российским властями вопрос о ситуации с «контрольными закупками». Суд указал, что уже неоднократно рассматривал подобные дела по жалобам россиян и указывал на обнаруженные нарушений — в частности на недостаток контроля за проведением закупки. Российским властям ЕСПЧ предложил рассказать о принимаемых мерах (в том числе законодательных) для борьбы с этой проблемой.
Правозащитники надеются, что ЕСПЧ может заставить Россию полностью изменить систему контрольных закупок
Ирина Хрунова пояснила «Медузе», что судя по обращению ЕСПЧ к российским властям с просьбой указать, как в стране решается проблема злоупотреблений при контрольных закупках, суд может подготовить так называемое пилотное постановление. То есть потребовать, чтобы Россия путем принятия нового закона или какого-либо нормативного акта разрешила имеющуюся ситуацию.
«Тогда власть должна будет отчитаться перед судом о мерах, которые они приняли. Но что именно будут делать власти — это уже область гадания на кофейной гуще», — пояснила Хрунова.
Глава «Агоры» Павел Чиков отмечает, что часть проблем могло бы решить появление института отдельных судей, которые следили бы за тем, как правоохранительные органы ведут оперативную и следственную деятельность. Это усилило бы контроль за операциями подобными «контрольной закупке».
«Раньше, когда ЕСПЧ выпускало пилотные постановления, власть реагировала на них. Конечно, преступления, связанные с оборотом наркотиков — это краеугольный камень нашей правоохранительной системы, поэтому тут ситуация сложнее. Но и следить за этим интереснее. Намечается новая линия противостояния между Советом Европы и РФ», — говорит Чиков.