«тюремное» фото Р. Бартини. https://mikulasg.livejournal.com/tag
Годы работы в «шарашке типа Болшевская».
Следователи, вероятно не поверили, что итальянский аристократ, философ, и прочее… приехал в СССР помогать бороться с фашизмом. Более всего ставило их в тупик упорное утверждение Роберто Бартини, что он по национальности русский. Ссылаясь на составляющую в своей фамилии "Орос" (по-венгерски "русский"), Бартини утверждал, что он потомственный русский. Он хотел жить в Советской России и официально восстановить свою (как он сам считал) генетическую русскость.
Снова история из области «баек»: Когда в августе 1939 «Сталь-7» установила рекорд скорости на огромной по тем временам дальности, в Кремле состоялся прием, как тогда было заведено. Сталину представили и экипаж, и ведущего конструктора. — А кто главный конструктор, почему его здесь нет? — Бартини, — выдвинулся Шебанов. — Он арестован. Ворошилов продолжил: — Надо бы отпустить, товарищ Сталин. Уж больно голова хорошая! Сталин — Берии: — У тебя? — Да. — Жив? — Не знаю… — Найти, заставить работать!»
Дальнейшая жизнь Бартини сложилась типично. Талантливый конструктор попал в камеру спецтюрьмы при закрытом авиационном КБ тюремного типа, в т.н. «Болшевскую шарагу» в современном г. Королёв. Его привлекли к созданию предварительного расчета истребителя по типу американского «Лайтинга». Но появился Туполев и вместе с ним Бартини принял участие в работе по бомбардировщику «Ту-2». Рассказывали, что стиль работы Бартини «был очень необычным. Он сидел по несколько часов с закрытыми глазами, не шевелясь, и, казалось, даже не дыша, а потом приходил в себя и выдавал фантастические идеи, большинство из которых на тот момент реализовать было невозможно...»
В 1940 г он попал в «ЦКБ-29» поскольку Бартини переводят в группу заключённого Д. Л. Томашевича («бюро 101»), где проектировали истребитель. Здесь работали над перехватчиком по схеме летающего крыла «без хвоста» с реактивным двигателем и лыжным шасси. Это, однако, сыграло злую шутку в судьбе Бартини — в 1941 г. трудившихся с Туполевым освободили, а сотрудники «101-го» бюро вышли на свободу только после войны. С приближением немецких войск к Москве ЦКБ-29 было эвакуировано в Омск. В начале 1942 г. Бартини был доставлен из Омска в Москву и привезен к Берии. Лаврентий Павлович принял конструктора радушно и доверительным тоном сказал, что стране нужен истребитель-перехватчик. Бартини пообещал, а потом набрался смелости и попросил освободить его из заключения, потому что никакого преступления он не совершал.
«Берия его выслушал и дежурно спросил, есть ли у него какие-либо претензии. — Есть. Меня осудили ни за что, держат в тюрьме... Берия встал из-за стола и пошел к арестанту почему-то не прямо, а по дуге, мимо десятка присутствовавших полковников и генералов. Те напряглись. Наверняка, подумал Бартини, сейчас будет плохо: «А-а-а, тебя взяли, так ты же еще и не виноват!..» — и почувствовал противный холод в груди. Берия уставился ему в глаза. — Бартини, ты коммунист? — Был. — Мы знаем, что ты не виноват. Но в какое же ты положение хочешь поставить партию? Предположим, мы тебя сейчас отпустим, что нам скажут враги? Скажут: вы его посадили ни за что и ни за что отпустили!.. Нет, Бартини. Ты сначала сделай машину, и после этого мы тебя не только отпустим как искупившего свою вину, но еще и орденом наградим…»
Вернувшись в место заключения Бартини продолжил работу. Здесь было организовано специальное ОКБ для него. К лету появился проект высотного перехватчика Р-114 со стреловидным крылом, четырьмя реактивными моторами и невиданной для 1942 г. скоростью, равной двум звуковым! Концепция самолета состояла в следующем: если бы удалось создать перехватчик, который обладает вертикальной скоростью равной уже достигнутой скорости пикирования самолетов, то дополнительно к существующим средствам ПВО появился бы новый вид обороны: «зенитная авиация». Для уровня развития технологий образца 1942 г. это было невозможно. Осенью 1943 г. КБ закрылось, а самолет «Р-114» типа «летающее крыло малого удлинения» остался на уровне проекта.
Проект перехватчика Р-114. Реконструкция М.В. Орлова. Фото сайта. Htpps.: // www.cont.ws
Надежды на освобождение рухнули и Бартини продолжил «мотать срок». Тем не менее он продолжал заниматься воздухоплавательной наукой. С 1940 по 1945 гг. Р. Бартини с участием Кочеткова продолжал развивать теорию контуров. Подобные контура применялись при разработке самолетов Бартини. В это время он «изобрел» первый в мире истребитель с реактивным двигателем и изменяемой геометрией крыла, первое крыло двойной стреловидности, без которых не было бы ни программы «Space Chuttle» ни «Бурана". Его идеи поражали своей фантастичностью - в них поначалу никто не верил, но постепенно Бартини приобретает» репутацию гения и чудотворца. Он стал единственным авиаконструктором, фюзеляжи которого не нуждались в «продувке» в аэродинамической трубе — настолько точно он умудрялся их просчитывать.
В 1944—1946 гг. Бартини переключился на гражданскую авиацию. В 1944 г. он предложил разработать проект транспортного самолета, предвидя необходимость перевода авиационной промышленности в послевоенный период на мирное строительство.
При его участии создаются проекты «Т-107» (1945 г.) — среднеплан с двухэтажным герметизированным фюзеляжем и трехкилевым оперением. На верхней палубе должны были размещаться пассажирские помещения, а на нижней палубе — грузовые. И «Т-108» (1945 г.) — лёгкий транспортный двухбалочный высокоплан с грузовой кабиной и неубираемым шасси. Был проект «Т-200» - специальный тяжелый военно-транспортный и десантный самолет, высокоплан с фюзеляжем большой емкости, обводы которого образованы крыльевым профилем, а задняя кромка, раскрываясь вверх и вниз, между двумя хвостовыми балками, образовывала проход шириной 5 м и высотой 3 м для крупногабаритных грузов. Проект разрабатывался в 1947 г., был утвержден, и самолет в том же году рекомендован к постройке, однако он не строился из-за закрытия ОКБ.
Недостроенный фюзелях «Т-117». http://www.airwar.ru/enc/craft/t117.html
Проект «Т-117» (1945-1948гг.) дошел до стадии строительства. Это высокоплан с очень широким фюзеляжем, способным перевозить танки и грузовики. Концепция этого самолета заключалась в том, что для нужд транспортной авиации следует создать не пассажирский самолет, а многоцелевой грузопассажирский. Конструктивно Бартини перевернул отработанный двухэтажный фюзеляж на 90 градусов и получил в два раза более широкий грузовой люк. При весе 25 т самолет вмещал 80 десантников, в пассажирском варианте 42-60 пассажиров и в варианте «Люкс» 16 пассажиров в 8 кабинах. Был еще санитарный вариант с герметическим фюзеляжем, рассчитанный на 60 чел.
Фото сайта: https://raigap.livejournal.com/192511.html
Макетная комиссия под председательством «знаменитых» Байдукова и Мазурука в своем заключении писала: «… в самолете Т-117″ наиболее удачно решены конструктивные вопросы обеспечивающие его многоцелевое применение в сравнении с существующими самолетами Консолайтед, Кертис, ИЛ, а по грузоподъемности, ставящие его в один ряд с 4-х моторными тяжелыми самолетами…»
В отличие от классического круглого или квадратного поперечного сечения, фюзеляж Т-117 образовывался тремя сопряженными окружностями. Для герметичных отсеков (таким был задуман фюзеляж Т-117) это сулило определенную весовую выгоду. Разработка транспортного, десантного и пассажирского ("Авиабуса") вариантов Т-117 началась в четвертом спецотделе МВД и в 1946-м была включена в план министерства авиационной промышленности на 1947-й с предъявлением на государственные испытания в мае следующего года.
Сталин разрешил Бартини выбрать авиазавод для строительства Т-117. Выбор Бартини пал на Таганрогский авиазавод №86 превратив его в опытный с вновь организованным ОКБ-86 Бартини. Вдали от основных цехов, в бывшем ангаре было оборудовано конструкторское бюро Рядом с ангаром построили барак со сторожевой вышкой, где поселили 126 специалистов из числа «ЗК». «Бартини, углубленный в себя, сидел за кульманом и производил впечатление какой-то экзотической птицы в клетке», — вспоминал бывший чертежник Н. Желтухин - «Выглядел конструктор неухожено: потертое кожаное пальто, карманы оттопырены, полны надорванными пачками "Беломора". Но на шее - шелковая белая косынка, заколотая булавкой с прозрачным камушком…
В ОКБ Бартини работали и вольные сотрудники. Среди них была инженер-конструктор Валя. Как рассказывал сын Бартини, «добрый, душевный человек… на заводе ее уважали. Как познакомились Роберт и Валентина, а тем более "сделали" ребенка - ведь даже в туалет Бартини сопровождал часовой - большая тайна, еще одна "загадка Бартини"….
В июне 1948 г. постройка готового на 80 % самолёта была прекращена, поскольку Сталин посчитал использование двигателей АШ-73, необходимых для стратегического бомбардировщика Ту-4, непозволительной роскошью и уже имелся самолёт Ил-12. Скорее всего причина прекращения постройки Т-117 во многом была связана с личностью Бартини, а не с моторами. Но на основе Т-117 в ОКБ О.К. Антонова создали наш первый турбовинтовой самолет Ан-8.
В 1946 г. Бартини был освобождён (в 1956 г. реабилитирован). Он продолжил работу в ЦКБ-29, где работал до 1947 г. (с сентября 1946 - по совместительству с должностью главного конструктора ОКБ-86 МВД).
Продолжение следует...