Найти тему

Биоэтика в книгах и кино. Роман «Не отпускай меня»

Для примера биомедицинских этических проблем в художественной литературе и кинематографе я выбрала роман «Не отпускай меня» (англ. Never Let Me Go, точнее — «Никогда не отпускай меня»). Это роман 2005 года британского писателя японского происхождения Кадзуо Исигуро.

В 2010 году вышла экранизация романа с одноименным названием. Режиссёр Марк Романек, главные роли исполнили Кэри Маллиган, Эндрю Гарфилд и Кира Найтли.

-2

Это роман-притча. Это история любви, дружбы и памяти. Книга предельно освещает метафору «служить всей жизнью». Роман поднимает бездну вопросов морального содержания, побуждает наши эмоции.

Для начала рассмотрим сюжет романа.

-3

Действие происходит в Великобритании конца ХХ века. В центре повествования история троих друзей — Кэти, Рут и Томми. Они воспитанники привилегированной школы-интерната Хэйлшем. Детей там выращивают для донорства. Это живые доноры, которые были клонированы для пересадки органов.

О здоровье детей тщательно следят, они проходят еженедельные медосмотры, занимаются спортом и не имеют вредных привычек, потому что для них это вреднее, чем для обычных людей.

-4

Школа-интернат отличалась от других подобных заведений и считалась привилегированной, потому что там заботились о нравственном воспитании детей.

Учителя («опекуны») школы поощряют детей («воспитанников») заниматься творчеством в самых разных формах, это и живопись, и керамика, и скульптура, и поэзия. Собственные произведения можно было «продать» за жетоны на Ярмарке, причем покупать можно было только у ровесников. В Хейлшеме приучали детей ценить работу друг друга.

Лучшие работы выбираются женщиной, известной в книге как Мадам, и увозятся из Хейлшема. По общему мнению, они выставляются в Галерее.

-5

В возрасте 18-ти лет воспитанники покидают Хейлшем и попадают в различные заведения. Главные герои книги вместе отправляются в Коттеджи, где начинают знакомиться с внешним миром и получают практически полную свободу делать всё, что захочется.

До того, как стать донорами, все они в течение более или менее продолжительного времени работают «помощниками», заботясь и поддерживая тех, кто уже стал донорами. Обычно доноры могут пережить три, а если повезет, то четыре выемки и «завершают», то есть умирают. Кэти становится помощницей и работает 12 лет до 31 летнего возраста, а Томми и Руд побыли помощниками совсем недолго и почти сразу стали донорами.

Через некоторое время Кэти (которой позволено иногда выбирать доноров) становится помощницей Рут, а после того, как та завершила (то есть умерла после выемок органов), заботится о Томми.

-6

Кэти и Томми любят друг друга, и надеясь на правдивость слухов об отсрочке выемки для пар, которые смогли доказать свою любовь, находят и посещают Мадам. Здесь они наконец-то узнают, почему творчеству придавалось такое значение в Хейлшеме. Молодые люди думали, что с помощью их работ, есть возможность заглянуть им в души, ведь творчество художника обнажает его душу, раскрывает внутреннюю сущность человека. Но все оказалось совершенно иначе.

-7

Ответ мисс Эмили звучал так: «Зачем мы забирали ваши произведения? Зачем мы это делали? Вы интересную вещь сказали, Томми, когда обсуждали это с Мари-Клод. Вы объяснили все тем, что искусство показывает, кто вы такие есть. Что́ у вас внутри. Вы ведь именно это сказали, правда? Что ж, вы были недалеки от истины. Мы потому забирали ваши работы, что они, как мы надеялись, должны были выявить ваши души. Или, точнее говоря, доказать, что у вас есть души.»
Таким образом, опекуны хотели доказать, что у клонов тоже есть душа. Хейлшем был экспериментом с целью улучшить положение клонов, и, возможно, изменить отношение общества к ним как к бездушным источникам медицинского материала. Однако, из-за изменения политической обстановки эксперимент провалился, Хейлшем закрылся, а клоны не получили каких-либо прав и все они опять «выращиваются» в тяжёлых условиях. Роман заканчивается смертью Томми и принятием Кэти своей судьбы, как будущего донора и, в конце концов, ранней смерти.

-8

ЭТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА

В романе почувствуется об обществе, которое создало универсальную систему, чтобы избавиться от болезней – систему доноров. По всему миру выращивают клонов с исключительно одной целью – обеспечить бесперебойные поставки нужных органов для больных людей.

Книга рассказывает о том, можно ли ценой одной жизни пытаться продлить другую жизнь. Общество спасает больных людей, заменив у них пораженный орган здоровым. Но этот здоровый орган они забирают у живого человека-клона, достигшего совершеннолетия. Забирают раз, другой, третий… Если ему повезет, и он все еще жив, то и в четвертый. А потом – ВСЕ. Ради сохранения собственной жизни, или спасения близких, люди жертвуют людьми-клонами, как расходным материалом, бинтом или йодом, например. То ли очень наивные, то ли равнодушные и жестокие, люди не хотят понимать значение этого ужаса.

Люди прячут клонов подальше и делают все возможное, чтобы поменьше о них думать.

-9

А если люди и думали о клонах, то пытались убедить себя, что они не такие, что у клонов нет души! Что они не люди, а раз так, то их судьба не слишком важна.

Самый простой способ скрыть свои уродливые поступки – просто закрыть глаза и взять на себя право распоряжаться чужими жизнями. Единицы верили, что душа есть у них есть, а доказать это думали с помощью творческих работ несчастных детей-клонов.

«Мы потому забирали ваши работы, что они, как мы надеялись, должны были выявить ваши души. Или, точнее говоря, доказать, что у вас есть души»

Почему люди считают, что могут судить о наличии души у кого-либо? Почему вообще кто-то должен доказывать нам, ЧТО У НЕГО ЕСТЬ ДУША?

Духовность в мире клонов становится гораздо более значимой, чем в мире людей.

-10