Сколько раз вы слышите, как люди говорят: «Я не духовный, но мне все равно, мне и так хорошо!»
Это ложь?
Будет ли это духовным недостатком человека?
Означает ли недостаток духовной зрелости, что такой человек в вашем 'рейтинге' общения займет последние позиции или вовсе там не появится?
У всех свои проблемы, восприятие, позиции и мнения, - скажете вы и будете абсолютно правы!
А если это присуще лично вам, несмотря на усердные практики и медитации?
Шутка в том, что звучать это будет примерно также: «Я духовный, но мне все равно, мне и так хорошо!»
Почему так? Именно в этом и заключается очередная ловушка псевдодуховного пути.
Неважно, за какой конец веревки вы тянете - это петля, а не верёвочная лестница.
Человек склонен рационализировать или игнорировать свои несовершенства. И духовный, и совсем не духовный. Для 'духовных' в начале любой практики слабости непременно выходят на первый план, становясь очевидными. Игнорировать их не получится. (Одновременно возрастает и энтузиазм по их устранению).
Но ни одна практика по очищению или осознанию не в состоянии махом расправиться с личными проблемами.
Тогда ваш вопрос может звучать иначе:
- Разве духовные практики по осознанности и просветлению не убирают наши проблемы и недостатки?
Казалось бы, именно это обещают- гарантируют различные традиции.
Ответ явно не тот, который рассчитывают услышать практикующие.
- Нет. Не убирают, они их проявляют.
Может дело в ЭГО? ну конечно! Это оно все портит, враг человечества и просветления!
- Но ведь медитация, йога и т.п. ведут к устранению эго, если практиковать глубоко? (Я 20 лет практикую и знаю об эго все! Я его устранил (проработал))
И снова иллюзия. Ловушка, что практика автоматически уберет и зависимость (фиксацию, терминами психологии) от собственного Я. Или изменит отношение к переживаниям.
И, как бы ни было грустно, для 'победунов эго' и духовных наставников всех мастей есть очевидные факты:
- Реальная трансформация не происходит мгновенно. И тем более на ментальном (интеллектуальном) уровне.
- Ни одно достижение просветления или инсайта не является полностью корректным, пока оно не перешло в действие.
- На пути к осознанности человек будет иметь дело как с заблуждениями, собственными мотивами, так и с болезненной (нарциссической, терминами психологов) привязанностью к собственной личности.
И это абсолютно нормально!
Но перфекционисты 'от осознанности' считают иначе.
Ухудшает ситуацию и то, что практикующим 'вменяют' недостаточное усердие, если они почему-то испытывают психологические трудности. Или ссылаются на то, что практика выполняется 'неправильно'. Что порождает новые волны тревожности).
Распространенное и навязываемое убеждение - корень всех проблем в качестве и регулярности техник.
Легко закрываются 'духовные глаза' на то, что практика и НЕ должна устранять недостатки, исцелять заболевания и рассасывать проблемы.
То же самое - вид сбоку.
Думаете, так страдают только стремящиеся к просветлению? А вот и нет!
Среди совершенно "земных" (не-духовных по нашему) та же картина. У людей, скептически настроенных в отношении любых аспектов 'духовности', как сектантства, и любых вопросов самопознания, те же внутренние конфликты, противоречия, цепляние за образы Я. Только 'роли' Я немного другие.
Эта категория людей может закидывать шапками любое несогласующееся с их представлениями явление неизвестного. Но с тем же пылом отстаивать свои/чужие финансовые достижения, как показатель успешности, веру в официальную медицину, занятия спортом и здоровое питание, к примеру.
При этом, рост личной эффективности тем и другим видится только в одном - необходимости непрерывного тренинга ( в спорте, в профессии, в отношениях и даже антидуховном 'пофигизме'), продолжения духовной практики - больше медитации, глухих ретритов и т.п.
И именно такой подход оставляет в стороне личностные конфликты и сложности.
Выбирая то или иное средство совершенствования или защиты от проблем, люди склонны подстраивать свое отношение под уже существующие эмоциональные шаблоны. Некоторые не вполне адекватны.
И различные практики, тренинги и мероприятия личностного роста начинают служить психологическим щитами, а не процесу саморазвития.
Периоды глубоких осознаний и сильных практик заменяют так называемые ' откаты' - столкновением с подавленными страхами, душевной болью и чувством несовершенства. И даже если во время выездных практик удается достичь гармоничного сбалансированного состояния, возврат к проблемам повседневности, работе и отношениям с людьми, по щелчку выдергивают старые невротические реакции. Неэффективное поведение и прежние шаблоны громко заявляют о себе и требуют внимания. Если человек не хочет встретиться с этим лицом к лицу, паломничество по местам силы и ретриты с глубокими погружениями становятся фактическим бегством от травмирующих или болезненных переживаний.
То, что вам мешает, не делает сильнее - полностью стерилизует.
Проще сказать, что подобная 'стерилизация' делает пространство практики полностью безжизненным. Надо ли добавлять, что это не приносит удовлетворения, добавляет дискомфорт и ...скуку.
И ваша мантра по мотивам 'дзена Винни Пуха' - я тучка-тучка-тучка, я вовсе не медведь - не работает даже при огромном количестве повторений.
Вы сталкиваетесь с ситуацией, когда есть проблемы, которые невозможно решить посредством наблюдения за мыслями или отделения себя от них.
Вы обнаруживаете, что проблемы отношений могут решиться только в отношениях, нерешительность - в простом и доступном действии, защита и страхи устраняются только когда вы разворачиваетесь этому навстречу, а не ловите призрачные вибрации на потолке.
Лучшее, что вы осознаете в этом процессе - очень трудно заметить ловкие привычки ума, всегда способного на подмену.
Знаете почему?
- Мы полагаемся на них, как на защиту.
- Мы вкладываемся в них, как в надежнейший банк.
- Мы защищаем то самое Я. Которое 'тучка', а не толстый неуклюжий медвежонок с шариком.
Так какая разница - во что вкладываться, если количество 'вклада' одинаково?
Будет это Я настоящее или Я от ума - это всегда работа.
И бывает, что требуется что-то ещё….
Нет, не очередной духовный наставник, не новый ретрит или мотивационных тренинг. Другое.
Обойти спутанности ума, отчистить зеркало от иллюзий, чтобы честно увидеть себя? Это нелегко на его же территории.
Выйти за поверхностное, выскочить из привычек думать, если мы действительно хотим знать.
Добраться до изолированных отсеков памяти и иметь смелость их открыть.
Не ждать гарантий неуязвимости перед новой болью, но исцелить прошлое.
Быть абсолютно уверенным, что тебя не используют и при этом ты под защитой.
Не казаться сильным, если не можешь решиться на следующий шаг, Но неуклонно двигаться.
Не застрять в конечном пункте инсайта, но придать своему действию силу.
Приходите к Аяваске. Она подскажет. Один на один. Честно, без примесей человеческого 'дзена'.