Андрей Файт
Один из самых острохарактерных артистов советского кино Андрей Андреевич Файт (настоящая фамилия — Фейт) родился 29 августа 1903 года в Нижнем Новгороде в благополучной семье. После окончания гимназии Файт поступил в Институт инженеров Красного воздушного флота, но после двух лет учёбы почувствовал полное отвращение к точным наукам.
Двоюродный брат Файта, Олег Фрелих, известный актёр «немого» периода русского кинематографа, порекомендовал ему поступить в частную студию О.И. Преображенской, что он в 1922 году и сделал. Поучившись в школе Преображенской, Файт явился сдавать экзамены во ВГИК, хотя была середина учебного года, но был принят в класс одного из основоположников отечественного кино Льва Кулешова.
В мастерской Кулешова занимались биомеханикой и спортом, актёрской техникой, особенно увлекаясь сюжетными игровыми этюдами. Все учащиеся стихийно разделились на небольшие группы: несколько актёров, оператор и режиссёр. Одну такую группу образовали режиссёр-студент Юрий Леонтьев и актёры Евгений Червяков, Андрей Файт и Галина Кравченко. Это трио актёров вскоре стало неразлучным и получило почти официальное название «Кравчерфайт». Они вместе занимались, выступали в концертах и снимались, если представлялась такая возможность.
Они стали зачинателями первого в истории ВГИКа «капустника». Студенты пели, танцевали, декламировали, разыгрывали мимические сценки. Неожиданно для создателей представление понравилось, и тогда они стали показывать его публике.
На протяжении всей своей дальнейшей творческой карьеры в кино Файт играл в основном отрицательные роли. Его первые фильмы — «Особняк Голубиных» (1925) и «Золотой запас» (1925) режиссёра В.Р. Гардина. Он — один из участников «Броненосца Потёмкина» Сергея Эйзенштейна.
После этого Андрей Файт снимался почти непрерывно. Он относился к тем актёрам немого кино, которые легко и безболезненно освоились со звуковым.
Закончив последнюю свою немую картину у М.И. Ромма «Пышку», Файт почти одновременно начал сниматься в первой своей большой роли уже в звуковом фильме «Великий утешитель» (1933). Здесь Файт сыграл не просто мелкого мерзавца, а нечто большое и опасное: порождение страшного мира наживы, человека опустошённого, циничного до мозга костей, но по-своему неглупого, наделённого житейским здравым смыслом.
Затем последовало много разнообразных ролей негодяев, которые по праву принесли ему известность у режиссёров и зрителей.
Своеобразная внешность Файта в соединении с великолепным владением гримом легко доводила посетителей кинотеатров до состояния неприятия героев, образы которых он создавал в таких картинах, как «Ледяной дом» (1928), «Золотое озеро» (1935), «Джульбарс» (1935), «Высокая награда» (1939), «Морской ястреб» (1941), «Встреча на Эльбе» (1949). Но им были созданы и немногие положительные образы: например, в фильме «Весёлая канарейка» (1929). А в картине «Выстрел в тумане» (1963) актёр даже играл разведчика, но сам Файт говорил смеясь: «Это ещё слишком мало, чтобы искупить всё плохое, содеянное мною на экране».
Актёрская палитра Андрея Файта была бесконечно богата. Практически без всяких внешних усилий он мог выразить любое человеческое состояние. И то, что ему не приходилось думать о средствах выражения, облегчало поиски сущности образа. Но, конечно, большое значение имел и внешний облик актёра. Даже уже очень немолодой, Файт был всегда подтянут, сдержан, точен. Он всегда находился в творческой форме. А быть всегда в форме — это непросто, этому нужно долго учиться.
Актёр был востребован всю жизнь и в сказках («Королевство кривых зеркал», 1963, «Волшебная лампа Аладдина», 1966), и в серьёзных фильмах («Москва — Генуя», 1964, «Колония Ланфиер», 1969, «Приваловские миллионы», 1972).
Андрей Андреевич Файт умер 16 января 1976 года в Москве, успев сыграть свой последний эпизод в фильме Михаила Швейцера «Бегство мистера Мак-Кинли» (1975). Похоронен актёр на Новодевичьем кладбище в Москве.
Саша (1930)
Болотные солдаты (1938)
Боевой киносборник №4. Патриотка (1941)
По щучьему веленью (1938)
Звезда (1949)
Крушение эмирата (1955)
Королевство кривых зеркал (1963)
Волшебная лампа Аладдина (1967)
Бриллиантовая рука (1968)
Корона Российской Империи, или Снова Неуловимые (1971)