Найти в Дзене
Kosmosone

Путь развития космических технологий

Оглавление

Еще одно свидетельство такой постепенной трансформации космической отрасли связано с повышением уровня ее "открытости". Исследуя эволюционный путь развития космических технологий (например, пусковых установок и спутников) и персональных компьютеров, Уитни разработал модель развития промышленности, основанную на трех этапах:

  • централизованном;
  • децентрализованном;
  • распределенном.

Переходя от одной стадии к другой, утверждал автор, отрасли развиваются через прогрессивный процесс, заключающийся в «открытости» организационных структур и нормативных рамок, на которые они опираются.

Особенности централизованного периода

В течение централизованного периода промышленность находится под центральным контролем правительств, основных отраслевых групп и крупных, тяжелых технологий.

https://www.pinterest.ru/pin/781937554035674129/
https://www.pinterest.ru/pin/781937554035674129/

Таким образом, коммерческие услуги и предприятия - это только зарождающиеся предприятия, которые являются экономически и технологически незрелыми и неразвитыми.

Этот период четко соответствует первым двум десятилетиям (1957-1975 гг.), характеризующим эволюцию космической промышленности в крупных космических державах.

Особенности децентрализованного периода

Второй этап характеризуется технологическими изменениями, поддерживающими распространение и коммерциализацию товаров и услуг, сначала на региональной и национальной основе, а затем в многонациональном масштабе. Именно это и происходило в космической промышленности с середины семидесятых до конца восьмидесятых годов.

Основные технологические изменения, повлиявшие на структуру и развитие космической промышленности, включали в себя достижения в области миниатюризации полезных нагрузок и инновации в возможностях наземных станций: космические системы стали меньше, дешевле и легче, чем унаследованные технологии.

Более дешевый доступ к услугам спутниковой связи позволил создать перспективные возможности для бизнеса (например, мобильная телефония, радиовещание), спровоцировал создание многонациональных организаций, отвечающих за коммерциализацию космических активов (например, EUTELSAT в Европе, INSAT в Индии), и вызвал изменение рамок регулирования и политики в области космоса (например, пересмотр ИТАР-ТАСС).

Особенности распределенного периода

Наконец, последняя стадия, называемая распределенной, достигается тогда, когда многочисленные внутренние консорциумы и/или международные группы конкурируют за коммерческие рынки.

На данном этапе уровень открытости отраслей высок как географически (например, появление новых космических держав), так и экономически (например, международная конкуренция между частными компаниями и рост глобальной промышленной «экосистемы»).

Распространению технологий в другие отрасли промышленности способствуют также технологические инновации, дерегулирование и приватизация национальных телекоммуникационных сетей. Именно это и произошло в космической отрасли в начале 1990-х и после.

В качестве примера можно привести то, что в 2001 году INTELSAT и EUTELSAT перешли от централизованной кооперативной многонациональной организации к частной и децентрализованной компании.

Промышленные производители создавали частные компании с помощью «спин-оффов» (например, возможности космических аппаратов «Boeing» и «Lockheed Martin» объединились для создания «United Launch Alliance») и внедряли крупномасштабные методы производства и маркетинга для поддержания и расширения своих конкурентных преимуществ.

Национальные космические агентства также создали частные компании для использования коммерческих возможностей (например, КНЕС создала «Arianespace» для развития коммерческих предприятий).

В результате текущие и будущие источники доходов глобальной космической экономики, скорее всего, будут поступать от коммерческих предприятий, в которых доминируют негосударственные и частные организации, взаимодействующие на глобальном конкурентном рынке. Этот вклад направлен на обсуждение точности приведенного выше описания трансформационного пути развития космической промышленности.

Общие черты космической промышленности

Если космическая промышленность постепенно трансформируется в сторону “нормализации”, то структуры, процессы и модели поведения, на которые она опирается, должны обладать рядом общих черт.

В частности, следует различать рынок, характеризующийся сбалансированным распределением гражданских и военных заказов, государственных и негосударственных заказчиков, коммерческих и некоммерческих предприятий.

Поскольку наше тематическое исследование основывается на данных, связанных с полезной нагрузкой (а не с доходами или финансами), то для подтверждения гипотезы необходимо соблюдать три эмпирические закономерности:

  1. более сбалансированное распределение полезной нагрузки, заказываемой правительством, по сравнению с негосударственными заказчиками (т. е. цивилизация);
  2. возрастающий вес коммерческих и некоммерческих предприятий (т. е. коммодитизация);
  3. растущий уровень «открытости» как рыночных структур, так и политики (т. е. интернационализация и дерегулирование).

Если представить доказательства того, что эти три стилизованных факта наблюдаются в настоящее время, то можно было бы обоснованно предположить, что космическая промышленность находится на пути к «нормализации».

Это означало бы, что они все больше основываются на сбалансированной открытой рыночной структуре, включающей как коммерческие, так и некоммерческие приложения, государственных и негосударственных заказчиков, а также гражданские и военные предприятия.