Еще одно свидетельство такой постепенной трансформации космической отрасли связано с повышением уровня ее "открытости". Исследуя эволюционный путь развития космических технологий (например, пусковых установок и спутников) и персональных компьютеров, Уитни разработал модель развития промышленности, основанную на трех этапах:
- централизованном;
- децентрализованном;
- распределенном.
Переходя от одной стадии к другой, утверждал автор, отрасли развиваются через прогрессивный процесс, заключающийся в «открытости» организационных структур и нормативных рамок, на которые они опираются.
Особенности централизованного периода
В течение централизованного периода промышленность находится под центральным контролем правительств, основных отраслевых групп и крупных, тяжелых технологий.
Таким образом, коммерческие услуги и предприятия - это только зарождающиеся предприятия, которые являются экономически и технологически незрелыми и неразвитыми.
Этот период четко соответствует первым двум десятилетиям (1957-1975 гг.), характеризующим эволюцию космической промышленности в крупных космических державах.
Особенности децентрализованного периода
Второй этап характеризуется технологическими изменениями, поддерживающими распространение и коммерциализацию товаров и услуг, сначала на региональной и национальной основе, а затем в многонациональном масштабе. Именно это и происходило в космической промышленности с середины семидесятых до конца восьмидесятых годов.
Основные технологические изменения, повлиявшие на структуру и развитие космической промышленности, включали в себя достижения в области миниатюризации полезных нагрузок и инновации в возможностях наземных станций: космические системы стали меньше, дешевле и легче, чем унаследованные технологии.
Более дешевый доступ к услугам спутниковой связи позволил создать перспективные возможности для бизнеса (например, мобильная телефония, радиовещание), спровоцировал создание многонациональных организаций, отвечающих за коммерциализацию космических активов (например, EUTELSAT в Европе, INSAT в Индии), и вызвал изменение рамок регулирования и политики в области космоса (например, пересмотр ИТАР-ТАСС).
Особенности распределенного периода
Наконец, последняя стадия, называемая распределенной, достигается тогда, когда многочисленные внутренние консорциумы и/или международные группы конкурируют за коммерческие рынки.
На данном этапе уровень открытости отраслей высок как географически (например, появление новых космических держав), так и экономически (например, международная конкуренция между частными компаниями и рост глобальной промышленной «экосистемы»).
Распространению технологий в другие отрасли промышленности способствуют также технологические инновации, дерегулирование и приватизация национальных телекоммуникационных сетей. Именно это и произошло в космической отрасли в начале 1990-х и после.
В качестве примера можно привести то, что в 2001 году INTELSAT и EUTELSAT перешли от централизованной кооперативной многонациональной организации к частной и децентрализованной компании.
Промышленные производители создавали частные компании с помощью «спин-оффов» (например, возможности космических аппаратов «Boeing» и «Lockheed Martin» объединились для создания «United Launch Alliance») и внедряли крупномасштабные методы производства и маркетинга для поддержания и расширения своих конкурентных преимуществ.
Национальные космические агентства также создали частные компании для использования коммерческих возможностей (например, КНЕС создала «Arianespace» для развития коммерческих предприятий).
В результате текущие и будущие источники доходов глобальной космической экономики, скорее всего, будут поступать от коммерческих предприятий, в которых доминируют негосударственные и частные организации, взаимодействующие на глобальном конкурентном рынке. Этот вклад направлен на обсуждение точности приведенного выше описания трансформационного пути развития космической промышленности.
Общие черты космической промышленности
Если космическая промышленность постепенно трансформируется в сторону “нормализации”, то структуры, процессы и модели поведения, на которые она опирается, должны обладать рядом общих черт.
В частности, следует различать рынок, характеризующийся сбалансированным распределением гражданских и военных заказов, государственных и негосударственных заказчиков, коммерческих и некоммерческих предприятий.
Поскольку наше тематическое исследование основывается на данных, связанных с полезной нагрузкой (а не с доходами или финансами), то для подтверждения гипотезы необходимо соблюдать три эмпирические закономерности:
- более сбалансированное распределение полезной нагрузки, заказываемой правительством, по сравнению с негосударственными заказчиками (т. е. цивилизация);
- возрастающий вес коммерческих и некоммерческих предприятий (т. е. коммодитизация);
- растущий уровень «открытости» как рыночных структур, так и политики (т. е. интернационализация и дерегулирование).
Если представить доказательства того, что эти три стилизованных факта наблюдаются в настоящее время, то можно было бы обоснованно предположить, что космическая промышленность находится на пути к «нормализации».
Это означало бы, что они все больше основываются на сбалансированной открытой рыночной структуре, включающей как коммерческие, так и некоммерческие приложения, государственных и негосударственных заказчиков, а также гражданские и военные предприятия.