Найти тему
Александра Чалей

История валяния

Немного о возникновении валяния. Изготовление войлока в разных странах и старинные технологии обработки шерсти.

Валяние шерсти - наидревнейшая техника изготовления текстиля на Земле. Первые валяные изделия появились около 8000 лет назад. Легенды гласят, что первый валяный ковер появился на Ноевом ковчеге. Овцы, плывшие на нем, находились в очень тесных помещениях. Их шерсть падала на пол, намокала и взбивалась копытами. И когда овцы покинули ковчег, то в помещении остался валяный ковер.

Весьма вероятно, что валяние возникло практически одновременно в разных местах, где человек одомашнил овцу.

Вообще в старину технология производства войлока была довольно проста: овечью шерсть выкладывали слоем толщиной в 6-7 см, при изготовлении ковра – сразу несколько слоев, один из которых состоял из будущего орнамента, а другой слой служил его фоном. Затем шерсть смачивали горячей водой и хлопали ладонями, стараясь не сдвигать пласты, если их было несколько. Этот процесс, называвшийся первичной валкой, являлся самым важным. После шерсть при необходимости снова поливали водой и сворачивали в рулон, обычно накручивая на деревянный валик, сверху обертывали кожей, циновкой или тканью и обматывали веревкой. Затем этот рулон, буксируемый лошадью, катали по земле до тех пор, пока войлок не был готов. Более мелкие куски сбивали руками. Первые войлоки изготавливали из натуральной шерсти естественного цвета, затем стали использовать красители, полученные, в основном, из растений.

Ручная валка валенок с помощью скалки
Ручная валка валенок с помощью скалки

Войлок – самый древний материал кочевников, весьма распространен среди тюркоязычных народов. Именно у тюрков появился ряд замечательных изобретений, помогающих выжить в безжизненной степи. Например, войлок обрел новое качество, став строительным материалом. Войлочная юрта – одно из великих достижений кочевых народов, их быт требовал, чтобы жилище было не трудоемким в изготовлении и транспортабельным, её покрытие не пропускает дождь, ветер, холод.

В древней Италии основным материалом, из которого изготавливалась одежда, была шерсть. Тонкая шерсть разводимых там овец могла поспорить качеством с лучшими сортами греческой шерсти, которая славилась в древности по всему миру.

Помпеи, разрушенные в результате извержения Везувия в I в. н.э., издавна были центром переработки шерсти на юге Италии, в регионе Кампания. В Помпеях шерстоткацкое производство практически полностью было сосредоточено в специальных мастерских, расположенных в различных уголках города. Более чем в сорока текстильных мастерских трудились мастера различных специальностей: ланифрикарии (lanifricarius) мыли и чистили шерсть, инфекторы (infectores) ее красили, оффекторы (offectores) подновляли краски на полинявшей одежде, фуллоны (fullones) валяли сукно – шерстяную валяную ворсистую ткань, а коактилиарии (coactiliarius) изготавливали войлок.

Однако первоначально валяние войлока было одной из функций фуллонов. Так во время многочисленных раскопок в Помпеях были найдены мастерские фуллонов (сукновальни). Уцелело некоторое оборудование, сохранились надписи и фрески, рассказывающие о процессе изготовления сукна.

Сукновальня в древности была одновременно и прачечной. Чтобы смыть с шерсти грязь, ее замачивали в чане с теплой водой, в которую добавляли вещества, помогающие удалить жир, оставшийся в шерсти. Фуллоны клали в свои чаны соду, но еще чаще пользовались мочой, образующей в соединении с жиром мыло, хорошо отмывающее вообще всякую грязь. Чаны стояли в небольших загородках и сукновалы, влезая в эти чаны, опирались руками о перегородки и начинали топтать содержимое, равномерно подпрыгивая. Эти движения получили название «танец фуллонов» (saltus fullonicus).

Фреска из мастерской фуллонов в Помпеях. Национальный археологический музей (Неаполь)
Фреска из мастерской фуллонов в Помпеях. Национальный археологический музей (Неаполь)

Затем все это усиленно полоскалось в больших ваннах с чистой водой с многократной сменой воды. После материю раскладывали на больших столах и начинали бить вальками, что способствовало как сваливанию, так и удалению грязи, далее развешивали для просушки на веревках или жердях.

Начиная с XI в., в Европе стали применять мельничный механизм с водяным колесом там, где до того использовался тяжелый ручной труд. В сукновальных и валяльных мельницах водяное колесо приводилось в движение потоком воды и в свою очередь запускало тяжелые молоты, которые ударяли по шерсти, уплотняя ее.

Однако, еще вплоть до конца XII в. валяние производилось так же, как и в древнеримском ремесле – ручным и ножным способом. Но, в конце концов, примитивность операций и необходимость прилагать большую силу привели к замене ручного труда сукновальной мельницей. Хотя первые упоминания о таких валяльных мельницах датируются X в. и относятся к Персии. Но в то же время существует свидетельство, возможно, о валяльной мельнице, датируемое 73 г. н.э., в столице Сирии Антиохии (в то время римской провинции).

Ко времени первых крестовых походов в конце XI в. валяльные мельницы уже активно применялись во всем исламском мире, откуда и распространились в Европу.

К началу XIII в. механизированное производство сукна стало практически повсеместным во всей Западной Европе, однако этот процесс в разных странах происходил не одновременно. Во Франции сукновальные станки стали использоваться еще в XII в., самая ранняя известная ссылка на валяльный завод в Нормандии датируется 1086 г. Но ремесленники к новым изобретениям относились негативно и потому боролись против замены ручного труда техникой. Например, вплоть до XV в. в Париже было запрещено использование валяльной мельницы, поскольку, заменяя труд 24 человек, могла привести к безработице.

C середины XV в. в Европе начался новый промышленный подъем – цеха, объединявшие ремесленников одной или нескольких схожих профессий, уступали место мануфактурному производству, в котором широко использовались разделение труда и его кооперация. Производство сукна достигло такого размаха, что только механическое валяние могло обеспечить своевременный выпуск больших партий товара. Официально начинают сниматься запреты сукновальных мельниц, а спустя век борьба против них прекращается. В XVIII ст. в Англии сукновальная мельница становится обязательной частью всякого крупного суконного предприятия.

Валяльный пресс
Валяльный пресс

В XIX веке изобрели валяльные прессы и валяльные машины, в которых пропитанная теплой жидкостью шерсть пропускалась между двумя вращающимися цилиндрами и протискивалась в узкий желоб с крышкой, придавленной грузом. Продвигаясь с трудом, сильно сжималась, терлась о стенки желоба, крышку и таким образом сваливалась. В некоторых машинах валяние происходило при механическом воздействии специальных иголок, которые спутывали шерстяные волокна.

Со временем валяние стало применяться в основном для изготовления шляп, обуви и других формовых изделий. Вообще фетровые шляпы начали производить в Голландии и Испании в XIV в. из меха бобра. В XVII в. крупным производителем шляп становится Северная Америка, где водилось много бобров. Вскоре стали использовать фетр из смеси бобрового меха и шерсти, поскольку такой материал был значительно дешевле. Достаточно сложный процесс формовки шляп был упрощен изобретением в 1855 г. американской шляпной машины.

Шляпная машина
Шляпная машина

В первой половине XX в. многие мужчины на Западе носили фетровые шляпы, она была неотъемлемой частью их костюма.

Валяние на Руси

Известный русский писатель и историк Н.М. Карамзин упоминает войлок среди тканей, которыми пользовались еще во времена князя Святослава, это конец Х века.

При раскопках Берестья (древний город ХI-ХV вв. на территории Брестской крепости) среди найденных предметов одежды в слое XIII в. обнаружена войлочная шапка, имеющая коническую форму, и завернутые, прилегающие к тулье, поля. Изготовлена она из тонкого войлока и напоминает более поздние белорусские шапки – магерки (невысокие валяные шапки белого или серого цвета с полями разной ширины, плотно прилегающими к тулье).

Войлочная мужская шапка была найдена при раскопках древней русской крепости Орешек в истоке Невы в слое XIV-XV вв.

Об использовании валяной обуви на Руси долго не было известно, поскольку в средневековых слоях ее не находили. Раннее известное упоминание войлочной обуви встречается в приходно-расходной книге Антониева монастыря за 1589 г. – «сапоги обшитки войлочные».

Слово «валенок» впервые зафиксировано в Словаре Академии Российской в 1789 г. и описывается как зимняя, простым народом употребляемая, обувь, сваленная из овечьей шерсти так плотно как шляпа. Валенки также имели разные названия: чесанки, катанки, пимы, валенцы, самовалки.

-6

Первые валенки, свалянные целиком с голенищем, появились во второй половине XVIII века в Семеновском уезде Нижегородской губернии, являвшимся центром старообрядчества. Ведь именно благодаря староверам появились привычные нам бесшовные валенки. С приходом в глухие нижегородские леса старообрядцев в конце XVII – начале XVIII вв. в уезде возник и достиг большого развития валяльно-сапожный промысел. Лучшие семеновские мастера посылали валенки в 1851 г. на Всемирную выставку в Лондоне.

Промышленное производство валенок началось только в конце XIX в.

-7

В настоящее время войлок применяют в различных областях нашей жизни: в автомобильной промышленности, строительстве, при изготовлении музыкальных инструментов и, конечно, самое привычное – из него делают обувь и одежду. Также войлочное полотно можно применять для ликвидации пожара на начальной стадии: при плотном покрытии им горящего предмета оно предотвращает доступ воздуха в зону горения.

Тапочки из домашней крашеной шерсти с нанесенным шерстяным рисунком
Тапочки из домашней крашеной шерсти с нанесенным шерстяным рисунком

Варежки из итальянской мериносовой шерсти
Варежки из итальянской мериносовой шерсти

Существует две техники валяния: сухое и мокрое.

Сухое валяние – это валяние при помощи специальных иголок с засечками. Такая техника подходит для создания объемных вещей (украшений, игрушек) и нанесения узоров на войлок или уже свалянное изделие.

Валяная шиншилла, автор - я.
Валяная шиншилла, автор - я.
Валяные персонажи из мультфильма, сухое валяние, сделаны мной на заказ.
Валяные персонажи из мультфильма, сухое валяние, сделаны мной на заказ.

Мокрое валяние – валяние при помощи воды, мыла и механического воздействия. Этот способ применяется при изготовлении плоских изделий (панно, светильников, одежды, обуви, варежек, шарфов), используя мыльный раствор, изготавливают и валенки.

Композиция домик в горшочке, сухое валяние
Композиция домик в горшочке, сухое валяние
Валяное колье "Принцесса специй"
Валяное колье "Принцесса специй"

Еще существует способ валяния предварительно связанного изделия. Сначала оно вяжется из несильно скрученной шерстяной нити (ровницы), а затем для того, чтобы оно свалялось, стирают в стиральной машине.

В последнее время весьма популярной стала техника мокрого валяния на ткани, чаще всего шелке, – нунофелтинг (англ. nunofelting от японского слова «нано» – ткань), полученное полотно используют для изготовления декоративных шарфов, одежды.

Валяный жилет на шелке в технике нунофелтинг
Валяный жилет на шелке в технике нунофелтинг

Для меня валяние – это не просто хобби. Это мир вдохновения, воплощения идей и положительных эмоций. Я обожаю каждое свое изделие, и люблю делиться своим опытом с другими.

Это увлекательное занятие находит все больше поклонников, как среди взрослых, так и детей. Приобретя необходимые навыки, Вы сможете изготовить как простые, так и сложные валяные вещи, здесь все зависит от Вашей фантазии.

-15

Если Вам понравилась моя статья, пожалуйста, не жалейте лайк. Всем желаю большого вдохновения, чем бы вы ни занимались!