Новые медиа-услуги все в большей степени ориентируются на данные в стремлении обеспечить максимально персонализированный опыт. Внедрение объектно-ориентированного вещания смещает основные средства массовой информации от заранее подготовленных однопоточных трансляций к трансляциям, имеющим несколько нарративных путей, адаптированных к контексту зрителя. Это открывает новые возможности для использования личных данных в производстве медиа-продукции, где они используются, например, для объединения пользовательского контента, созданного различными пользователями на мероприятиях в режиме реального времени, или для адаптации форматов новостей, персонализированных на пользовательском телевидении для предоставления более персонально значимого контента.
Переход к персональным данным в предоставлении персонализированных медиа-услуг выходит за рамки интерактивности, которая характеризуется множеством итераций и диверсификаций. В последние годы пользователи могут сами создать сюжетную линию или оказывать влияние и адаптировать контент. Для этого технологии используют контекстную информацию из потребительской среды для персонализации контента.
Ранним примером такого перехода к использованию данных в качестве движущей силы адаптивного медиа-контента являются "перцептивные медиа", использующие датчики и устройства Интернета вещей для тонкой адаптации повествования без какого-либо прямого взаимодействия с аудиторией. При таком подходе данные, генерируемые подключенными устройствами, рассматриваются как "диетологические факторы влияния", создаваемые внутри и рефлексивно формирующие разворачивающийся нарратив. Полученный опыт сродни тому, как человек, рассказывающий историю, может адаптировать ее аспекты к конкретному месту и группе людей, указывая ориентиры и места в непосредственной близости и используя специфические идиомы, выражения или высказывания, чтобы эта история резонировала с аудиторией. Основываясь на этих ранних усилиях, мы создаем новую физически захватывающую медиа инсталляцию - "Гостиная будущего", в которой медиаконтент адаптируется в соответствии с данными пользователей устройств IoT, расположенных в гостиной, а адаптация, в свою очередь, приводит в действие подключенные устройства (например, динамики, освещение, жалюзи, отопление и т.д.), чтобы обеспечить доступ СМИ за пределы экрана в гостиной.
Жилая комната будущего — это художественная фантастика о дизайне, специально созданная для исследования нового дизайнерского пространства, выходящего за рамки виртуальных форм погружения с целью изучения потенциала адаптивных форм носителей, использующих данные для персонализации и физического погружения в Интернет с помощью подключенных устройств. Широко признается, что использование персональных данных не только создает возможности для инноваций в сфере услуг, но и создает значительные проблемы с их внедрением в связи с широкой общественной озабоченностью. Таким образом, "Жилая комната будущего" изначально включает в себя взаимодействие с данными человека (HDI) и подход, который направлен на сохранение конфиденциальности при использовании личных данных и позволяет агентству конечных пользователей и контролю за их использованием для снижения критических барьеров на пути их внедрения.
Дизайн гостиной будущего
Погружные медийные переживания в основном являются виртуальными и "лимитирующими" по своей природе, поскольку они перемещают аудиторию между государствами (от реальности к виртуальной реальности). Однако такой подход может работать против погружения, поскольку он может вызвать когнитивный диссонанс, если аудитория испытывает значительные различия между этими состояниями. Это особенно заметно в виртуальной реальности, где зрительное восприятие аудитории не соответствует другим физическим ощущениям, вызывая неблагоприятные физические реакции, такие как тошнота. Альтернативный подход, принятый при создании "Жилая комната будущего", заключается в рассмотрении погружения с "лиминоидной" точки зрения и создании гибридной реальности, которая динамически адаптирует компоненты медиа-нарратива в соответствии с физическим контекстом аудитории посредством использования подключенных устройств "Интернета вещей".
В настоящее время Интернет вещей приложений в основном сосредоточен на умных домах и крупномасштабном зондировании. Однако возможность, которую Интернет вещей представляет для медиа-исследований, особенно в плане понимания и реагирования на контекст аудитории в повсеместном масштабе, делает его эффективным ресурсом для создания среды интеллектуального зондирования для "Жилой комнаты будущего".
«Жилая комната будущего» расширяет этот подход и включает в себя устройства Интернета вещей как датчики, собирающие данные в реальном времени из аудитории, которые управляют адаптацией медиа, так и актуаторы, которые реагируют на специфические адаптации медиа для создания высоко персонализированных, двунаправленных, физически погруженных мультимедийных эффектов. «Гостиная будущего» использует этот подход в воплощенном дизайнерской фантастике, которая включает в себя как реальные, так и вымышленные технологии в привычной повседневной среде, позволяющей людям увидеть будущее и почувствовать, как оно может выглядеть. Такой "обыденный опыт", в свою очередь, позволяет людям задуматься о том, какое место технология будущего может занять в их повседневной жизни, и сформулировать проблемы, с которыми они сталкиваются при ее внедрении.
Ключевые компоненты конструкции
Ключевые компоненты дизайна гостиной будущего включают в себя физическое пространство, медиакомпонент, подключенные объекты и компонент HDI, все из которых в совокупности обеспечивают зрительское восприятие.
Физическое пространство. Гостиная представляет собой знакомое и легко узнаваемое пространство, в котором средства массовой информации потребляются во многих домах. Конечно, это не единственное пространство, в котором СМИ потребляются в доме, но оно хорошо подходит для создания воплощенного опыта. Для увеличения реалистичности "Жилая комната будущего" намеренно невелика (около 3,5 метра площади). Тем не менее, здесь находится мебель, которую можно найти в типичной гостиной: диван, журнальный столик, тумбочки, лампы и телевизор.
Компонент для СМИ. Медиаконтент для гостиной будущего был разработан двумя успешными кандидатами – Ильей Тирицовски и Павлом Прокопичем, отобранными на семинаре, проведенном в рамках программы "PlayUK" Британского совета на региональном инновационном форуме "Sarajevo Unlimited". В ответ на данные, генерируемые подключенными объектами в гостиной будущего, через любой из фильмов можно проложить несколько дорожек, изменяя как содержание, так и порядок воспроизведения партий.
Связанные объекты. В "Гостиной будущего" использовалось сочетание готовых и изготовленных на заказ объектов, которые включают подключенные лампы, вентилятор высокого класса, продувающий горячий и холодный воздух, контроллер глухих окон и радио, работающее как аудиодинамик для воспроизведения окружающих звуков. Наряду с этими объектами, которые можно рассматривать как "выходы", в том смысле, что они контролируются медиа-объектами, мы также добавили ряд "входов" данных, которые непосредственно влияют на медиа-контент. Они состояли из датчиков давления и считывателей NFC. Датчики давления были встроены в диван, чтобы определить, когда садилась аудитория, а считыватели NFC были интегрированы в таблицы, чтобы определить, когда напитки и журналы взаимодействуют с аудиторией.
Взаимодействие с данными о человеке (HDI). «Гостиная будущего» позволяет осуществлять взаимодействие между объектными медиа и подключенными объектами через платформу Databox для динамической контекстуализации медиа-объектов с использованием данных, полученных в результате взаимодействия зрителей с подключенными объектами в гостиной. Вспомним тот факт, что работа в "Гостиной будущего" была основана на данных, полученных в результате взаимодействия зрителей с подключенными объектами, мы разместили на журнальном столике небольшой планшет, который служил в качестве монитора данных. На мониторе отображается прокручиваемый текстовый список "объявлений данных", чтобы было видно, что данные собираются и используются для запуска событий в кино и персонализации опыта, хотя не все виды использования данных были реальными, например, "эмоциональный анализ" был вымышленным элементом этого опыта.
Реальный опыт
Вышеперечисленные компоненты были объединены для того, чтобы создать атмосферу "Гостиной будущего", которая рассчитана на пять-десять минут в зависимости от взаимодействия аудитории с подключенными объектами. Опыт начинается, когда зрители садятся на диван: датчики давления в подушках сидений автоматически открывают жалюзи, регулируют цвет подсветки и начинают снимать фильм. «Голос гостиной», который исходит от круглосуточного радио, знакомит зрителей с "Гостиной будущего". Светильники регулируют цвет и яркость в соответствии с контентом на экране по мере раскладывания пленки. Когда ветер громко дует сквозь деревья или волосы девушки в фильме, веер дует на публику теплым воздухом. Когда зритель взаимодействует с интеллектуальным объектом, собранные данные отображаются на мониторе, и фильм адаптируется в режиме реального времени к этим неожиданным взаимодействиям для создания уникального "среза". Если зритель снимает книгу из журнальной стойки о конкретном здании в Сараево, в котором фильм был частично снят, например, то добавляются дополнительные кадры о здании; если снимать проездной билет добавляет больше фильма о поездке на метро; если снимать бутылку напитков добавляет больше кадров с дождем; можно включить голос из гостиной, чтобы сказать: "Как вы думаете, может быть управляемой в будущем гостиная"? После завершения съемки фильма включается ультрафиолетовое излучение для выделения подключенных объектов, потоков данных и блока данных, в конструкции которых используются флуоресцентные материалы для УФ-излучения. Голос гостиной приглашает зрителей поэкспериментировать с подключенными объектами и посмотреть альтернативную версию фильма, основанную на сознательном исследовании (а не на интуиции). В конце сеанса загорается свет, открывается жалюзи, и термопринтер, встроенный в журнальный столик, выдает расписку с подробной информацией о том, какие данные собирает аудитория для передачи своих впечатлений. В квитанции указано, с какими предметами взаимодействовали и как они повлияли на ход съемок фильма. В нем также подчеркивается, что все данные были надежно обработаны в Базе данных и не переданы внешним сторонам.
Жизнь в условиях, основанных на данных
Когда респондентам было предложено рассмотреть возможность жить в своих собственных домах в условиях физического погружения в мир информационных технологий, реакция респондентов сместилась с позитивной на более сдержанную позицию, обозначив дальнейшие препятствия на пути внедрения в повседневную жизнь опыта, основанного на использовании информационных технологий.
Неудивительно, что потенциальное использование личных данных, полученных от связанных объектов, расположенных в доме, вызвало опасения за свою частную жизнь. Участники рассматривали дом как особенно деликатный контекст и опасались, что медиа-услуги, основанные на данных, позволят внешним сторонам "подглядывать" за своими интимными привычками.
Потенциально антиутопическое воздействие потоковой передачи личных данных и обмена ими или даже посредничества с другими сторонами является основным барьером на пути внедрения медиа-услуг, основанных на данных, в повседневную жизнь. Поставщикам услуг потребуются конкретные гарантии того, что их охват в будущем будет носить масштабный характер.