Найти тему
Скучный инвестор

Развитие бизнеса через M&A

Любой бизнес должен развиваться. Будь то "кофе с собой" или трансатлантическая мега корпорация. Если компания не развивается, не ищет новые рынки сбыта, не улучшает сервис своих услуг, качество своего товара, то такая компания умирает. Бизнес, как и человек не может находится в состоянии покоя. Он или развивается, или деградирует.
Одним из способов развития являются сделки M&A, по-простому покупка / продажа бизнеса.

Давайте рассмотрим варианты, зачем покупают бизнес.

Синергия

Яндекс Картинки
Яндекс Картинки

Это тот случай, когда, покупая компанию, вы встраиваете её в свою и тем самым достигаете синергетического эффекта, т.е. когда 1+1= больше двух. Может и плохой пример, но для наглядности думаю подойдет. У Вас есть кафе с прибылью 100 тыс. Вы купаете кафе также с прибылью в 100 тыс.. Казалось бы, что теперь ваша прибыль составит 200 тыс., однако это не совсем так. Объединяя два кафе вы можете убрать дублирующие структуры, оставить один заготовочный цех, сократить одного бухгалтера, выстроить централизованные закупки на два заведения. Также можно добиться скидки у оптовых поставщиков и т.д. Все эти манипуляции приведут к снижению издержек и тем самым к увеличению прибыли.

Экспансия

Яндекс Картинки
Яндекс Картинки

В ходе развития бизнеса рано или поздно для компании становится мал имеющейся рынок сбыта и встает вопрос об экспансии своего продукта в соседние регионы. Далее встает вопрос, как это сделать. Одним из способов является открытие филиала.
Открытие филиала с нуля похоже на открытие фирмы. Это поиск места, поиск сотрудников, изучение местной законодательной базы. Помимо денег и нерв, этот процесс тратит самый важный ресурс любого предпринимателя - время.
В данном случае покупка готового бизнеса может быть выходом. По сути, купленный бизнес это - готовый филиал вашей компании, с офисом, складом и штатом сотрудников.

Диверсификация.

найдено в Яндекс Картинках
найдено в Яндекс Картинках

Диверсификация также одна из распространённых причин покупки готового бизнеса. Покупая готовый бизнес вы тем самым можете добавить новый продукт в вашу линейку, получить дополнительные производственные мощности и т.д. Допустим вы занимаетесь производством тротуарной плитки. В вашем ассортименте есть несколько видом тротуарной плитки и бордюра. Вы решаете расширить продуктовую линейку, которую вы сможете предлагать вашим клиентам. Вы решаете освоить дополнительно производство кафельной или резиновой плитки. Конечно можно всё это сделать опять с нуля и потерять на этом время, нервы и деньги. А можно купить готовый бизнес с имеющейся производственной базой и обученным персоналом. Таким образом продуктовая линейка, которая включала в себя только тротуарную плитку и бордюрный камень в короткие сроки может увеличится на кафельную или резиновую плитку различных цветов и моделей.

Быстрое наращивание показателей выручки.

Яндекс Картинки
Яндекс Картинки

Быстрое увеличение показателей выручки в основном нужно для того, чтобы подороже продаться. Т.е. вы купаете бизнесы, сливаете активы все в одну компанию, тем самым увеличиваете показатели выручки, основные средства и т.д. Далее уже по завышенной цене продаете долю или весь бизнес. Также надув таким образом компанию, можно получить более интересный кредит в банке или инвестиционное предложение.

Устранение конкурента

Яндекс Картинка
Яндекс Картинка

Представьте себе, что у Вас автосервис. А через улицу у вас конкурент, который нагло ворует ваших клиентов. Вот тут начинается мозговой штурм, что выгодней устроить демпинговые войны, перепрофилировать бизнес, чтобы не пересекаться с конкурентом, или всё-таки попробовать купить конкурента. Тем самым монополизировать улицу и точно знать, что весь входящий клиентский трафик ваш.
В малом бизнесе я этого не видел. И вряд ли когда увижу. Но как причина покупки имеет место быть.

Амбиции

Яндекс Картинка
Яндекс Картинка

Это самый распространенный вариант, почему покупают готовый бизнес. Точнее это распространенная причина в секторе малого бизнеса.
Человеку надоедает работать на дядю, он не хочет проходить все круги с оформлением документов, поиском места, закупкой оборудования, наймом персонала и т.д. Он хочет сразу встать у руля и плыть к светлому будущему. Сам так делал.
Единственное хочу дать совет, если вы решили покупать бизнес по этой причине. Покупайте бизнес, в котором работали. К примеру, если вы пару лет отработали слесарем, то покупать общепит не стоит, как и наоборот администратору кафе покупать автосервис.

Вот примерно так.
Буду рад, если кому-то статья оказалась полезной.