Найти тему
Владимир

Термостат. Без картонки и чехла. По мотивам старой "Зарулевской" заметки.

Все водители, особенно отечественных машин и, особенно, "Москвичей", знают, как усложняется прогрев салона с понижением температуры. При -20 и ниже, слабые моторы не могут прогреть не только салон, но и даже сами себя. Есть ли выход из данной ситуации? Ну конечно же есть. :-)

1. Укутать мотор одеялом

2. Закрыть радиатор от набегающего воздуха картонкой.

3. И то, и то одновременно.

И все? Разумеется нет. Есть еще один способ. Для тех, кто не ищет легких путей.

Данный материал под названием "Без картонки и чехла" был размещен в журнале "За рулем" в 90-х годах. Погуглив, желающие его смогут найти. А желающие почитать, но не желающие искать могут ничего не гуглить.

Начну с теории.

На рис. показана схема работы термостата и системы охлаждения прогретого двигателя в целом. Для критиков: температура указана примерно и нет никакого смысла ее замерять. Важен сам принцип.

Предположим, рабочая температура мотора 80 гр. Таким образом, идеальная температура поступающего в мотор тосола равна 80 гр. При работе мотор выделяет тепло и тосол на выходе из него имеет температуру выше 80 гр. Предположим 85 гр. Далее тосол попадает в термостат. Клапан термостата начинает открываться при 80 гр. и чем выше температура тосола, тем больше открывается клапан. Таким образом больше холодного тосола, поступающего из радиатора, подмешивается к горячему тосолу и понижает общую температуру до рабочей. Т.е. до 80 гр.

летняя эксплуатация
летняя эксплуатация

Данная схема показывает летнюю эксплуатацию, т.к. печка на схеме отсутствует, т.е. отключена. При зимней эксплуатации печку необходимо добавить в схему и картинка поменяется.

На вход печки тосол поступает такой же температуры, как и в термостат - 85 гр.. А вот на выходе из печки температура тосола будет уже ниже. Предположим 70 гр. Учитывая что шланг, выходящий из печки подключен к помпе напрямую, холодный тосол попадает в мотор минуя термостат. Т.е. становится попросту не учтенным. Таким образом температура поступающего в мотор тосола будет уже не 80 гр., а ниже. Например 75 гр. В зависимости от наружной температуры, температура неучтенного холодного тосола может быть и ниже. И 70, и 60, и 50.

Температура тосола выходящего из печки всегда ниже входящего. И чем ниже температура за бортом, тем ниже температура тосола на выходе из печки. Тем ниже температура поступающего в мотор тосола! А дальше замкнутый круг. Понижается температура входящего в мотор тосола, понижается температура двигателя и... понижается температура входящего тосола в печку. А чем ниже входящая температура тосола, тем еще ниже исходящая.

зимняя эксплуатация
зимняя эксплуатация

Доработка термостата заключается в следующем: необходимо направить выходящий (холодный) тосол из печки не в помпу, а непосредственно в клапан термостата. Для этого нужно впаять дополнительный штуцер напротив бокового штатного выхода термостата и шланг с печки подключить к нему, а "лишний" штуцер на помпе заглушить.

доработка термостата
доработка термостата

Таким образом неучтенный холодный тосол станет учитываться термостатом. Данная схема опробована мной на Москвиче ИЖ Комби и подтвердила свою работоспособность. О том, как поставить жигулевский термостат в Москвич, смотрите здесь: https://zen.yandex.ru/media/id/5db0638578125e00ad554c08/moskvich-rabochii-kon-ili-hromaia-loshad-chast-4-5de012469f0e897a27f74194

Авто
5,66 млн интересуются