Все водители, особенно отечественных машин и, особенно, "Москвичей", знают, как усложняется прогрев салона с понижением температуры. При -20 и ниже, слабые моторы не могут прогреть не только салон, но и даже сами себя. Есть ли выход из данной ситуации? Ну конечно же есть. :-)
1. Укутать мотор одеялом
2. Закрыть радиатор от набегающего воздуха картонкой.
3. И то, и то одновременно.
И все? Разумеется нет. Есть еще один способ. Для тех, кто не ищет легких путей.
Данный материал под названием "Без картонки и чехла" был размещен в журнале "За рулем" в 90-х годах. Погуглив, желающие его смогут найти. А желающие почитать, но не желающие искать могут ничего не гуглить.
Начну с теории.
На рис. показана схема работы термостата и системы охлаждения прогретого двигателя в целом. Для критиков: температура указана примерно и нет никакого смысла ее замерять. Важен сам принцип.
Предположим, рабочая температура мотора 80 гр. Таким образом, идеальная температура поступающего в мотор тосола равна 80 гр. При работе мотор выделяет тепло и тосол на выходе из него имеет температуру выше 80 гр. Предположим 85 гр. Далее тосол попадает в термостат. Клапан термостата начинает открываться при 80 гр. и чем выше температура тосола, тем больше открывается клапан. Таким образом больше холодного тосола, поступающего из радиатора, подмешивается к горячему тосолу и понижает общую температуру до рабочей. Т.е. до 80 гр.
Данная схема показывает летнюю эксплуатацию, т.к. печка на схеме отсутствует, т.е. отключена. При зимней эксплуатации печку необходимо добавить в схему и картинка поменяется.
На вход печки тосол поступает такой же температуры, как и в термостат - 85 гр.. А вот на выходе из печки температура тосола будет уже ниже. Предположим 70 гр. Учитывая что шланг, выходящий из печки подключен к помпе напрямую, холодный тосол попадает в мотор минуя термостат. Т.е. становится попросту не учтенным. Таким образом температура поступающего в мотор тосола будет уже не 80 гр., а ниже. Например 75 гр. В зависимости от наружной температуры, температура неучтенного холодного тосола может быть и ниже. И 70, и 60, и 50.
Температура тосола выходящего из печки всегда ниже входящего. И чем ниже температура за бортом, тем ниже температура тосола на выходе из печки. Тем ниже температура поступающего в мотор тосола! А дальше замкнутый круг. Понижается температура входящего в мотор тосола, понижается температура двигателя и... понижается температура входящего тосола в печку. А чем ниже входящая температура тосола, тем еще ниже исходящая.
Доработка термостата заключается в следующем: необходимо направить выходящий (холодный) тосол из печки не в помпу, а непосредственно в клапан термостата. Для этого нужно впаять дополнительный штуцер напротив бокового штатного выхода термостата и шланг с печки подключить к нему, а "лишний" штуцер на помпе заглушить.
Таким образом неучтенный холодный тосол станет учитываться термостатом. Данная схема опробована мной на Москвиче ИЖ Комби и подтвердила свою работоспособность. О том, как поставить жигулевский термостат в Москвич, смотрите здесь: https://zen.yandex.ru/media/id/5db0638578125e00ad554c08/moskvich-rabochii-kon-ili-hromaia-loshad-chast-4-5de012469f0e897a27f74194