Найти тему
Indigo Black

СТАЛИН. АМПИР. ЮНЕСКО?!.

Оглавление

Удивительно, но как сюда попали архитектурные творения, созданные в мрачные и тоталитарные времена эпохи правления Сталина?Получается не только весь исторический центр Санкт-Петербурга, Московской Кремль, Красную Площадь и церковь Вознесения в Москве, Кижский погост и другие объекты России, ЮНЕСКО признало всемирным наследием.

Так что же такого действительно уникального и прекрасного могло быть создано в годы жесточайшего правления величайшего тирана, за исключением 7 выдающихся высоток в Москве?

Конечно, это истинные подземные дворцы Московского и Петербургского (тогда еще ленинградского) метро.

В этой статье речь пойдет о петербургских станциях. Если тема покажется Вам интересной – пишите. Обязательно напишу о московских подземных дворцах (по-другому станции 30-50 гг. и называть не получается). Их все же больше значительно больше.

Что понятно, ведь метро с переносом столицы в Москву началось строиться там значительно раньше и активнее, чем в Ленинграде. И как следствие первые станции «красной» Сокольнической ветки были открыты на 20,5 лет раньше, чем в городе на Неве, а именно в 15 мая 1935 года.

Итак, начнем с ленинградских станций. Их всего 8. Это тоже объяснимо – все они строились до и после ВОВ. А были открыты только 15 ноября 1955 г, когда эпоха Сталинского ампира шла на спад, а во главе огромной страны уже стоял другой правитель. С ним изменится многое, в том числе и оформление станций метро.

1. Автово

Самая богатая и сложно декорированная станция петербурского метро
Самая богатая и сложно декорированная станция петербурского метро

Без сомнения, самая богатая и монументальная станция петербургского метро. И точно будет в 5-ке подобных станций в России. Если честно, каждый раз подавляет своим роскошным величием. Не могу сказать, что чувствую себя на ней уютно, но мощь и размах нельзя не признать. А больше всего мне нравятся здесь огромные хрустальные люстры с яркой темно-синей отделкой.

Мозаичное панно "Победа" в конце подземного зала
Мозаичное панно "Победа" в конце подземного зала

Архитектурным и смысловым ядром всего подземного зала, безусловно, является огромное мозаично полотно «Победа» в конечном торце свода. Где на изящно изогнутых лентах начертаны знаменитые слова: «Наше дело правое – мы победили!» и «Миру – мир!»

Внутри наземного павильона "Автово".
Внутри наземного павильона "Автово".

Интересно, что приезжие родственники и друзья из других городов сразу ассоциируют это название к автопрому, которого здесь никогда не было и, наверное, уже не будет. Или спрашивают что это за странное слово?

Название же полностью историческое. И происходит от небольшого финского поселения еще до петровских времен.

Основание купола венчает полная достоинства и силы памятная надпись золотыми буквами: " Доблестным защитникам Ленинграда, в битвах отстоявшим город-герой слава в веках"
Основание купола венчает полная достоинства и силы памятная надпись золотыми буквами: " Доблестным защитникам Ленинграда, в битвах отстоявшим город-герой слава в веках"

Следует сказать, что западные рейтинги и сводки нам не так важны. Но тем не менее, в 2014 году, одно из самых авторитетных английских издательств Guardian, станция «Автово» попала в список 10 красивейших станций мира.

2. Кировский завод.

Станция не такая богатая и попмезная, как Автово. Но снова благородный серый мрамор, сияющий хромированный металл и суровая сдержанность архитектурных форм. А оригинальна подсветка потолка в форме симметричных прямоугольников придает станции свой уникальный стиль.

Секторальные светильники по 6 шт. в каждой секции, придают строгой станции определенную легкость и ощущение дополнительного простора.
Секторальные светильники по 6 шт. в каждой секции, придают строгой станции определенную легкость и ощущение дополнительного простора.

Общий дух станции, как бы незримо, говорит, что и во время войны и после на «кировском заводе» создавались грозные танки, а не трактора, многие из которых стреляли по позициям немцем, не выезжая, даже из здания завода. Хотя, конечно, в мирное время именно отсюда выходил самый и знаменитый советский трактор.

Мраморная колоннада удачно украшена блестящими хромом композициями на тему тяжелого машиностроения.
Мраморная колоннада удачно украшена блестящими хромом композициями на тему тяжелого машиностроения.

3. Нарвская.

Станция, посвященная беззаветному и колоссальному труду советских граждан. Об этом говорят и все скульптурные композиции в подземном зале.

Всего в зале 48 композиций на 12 различных тем: «Деятели искусств, Кораблестроители, Моряки, Врачи, Советские воины, Литейщики, Строители, Колхозники и т.д.». А в общем, станция, если так можно говорить достаточно «теплая», «уютная» и компактная.

Главный зал. В нишах колон необыкновенно живые и естественные скульптуры.
Главный зал. В нишах колон необыкновенно живые и естественные скульптуры.
"Учащиеся"
"Учащиеся"
"Колхозники"
"Колхозники"
"Советские воины-победители"
"Советские воины-победители"
Перспектива зала со стороны эскалаторов.
Перспектива зала со стороны эскалаторов.

Надземный павильон украшает объемный и фактурный горельеф в светлых тонах «Слава труду!» Интересен факт, что фигура Ленина очень живо и динамично обращается как бы в пустоту, в никуда. Если приглядеться - это очень заметно. Тайна в том, что напротив него должен был находиться Сталин, которого с горельефа убрали, так как времена менялись. Вот и получается смешная нелепость, что говорит Владимир Ильич в лучшем случае с Главным зданием Адмиралтейства, которое на него ну никак не реагирует.

Масштабный горельеф "Слава труду!" Выделяются Ленин и здание Адмиралтейства с позолоченным шпилем.
Масштабный горельеф "Слава труду!" Выделяются Ленин и здание Адмиралтейства с позолоченным шпилем.

Название станции дано вследствие исторической близости Нарвской заставы, а потом возведенных здесь Нарвских Триумфальных ворот в честь героев войны 1812 г. Аналогичные по архитектуре ворота (только в иной цветовой гамме) есть и в Москве на Кутузовском проспекте.

Нарвские триумфальные ворота и павильон станции на закате ясного питерского дня.
Нарвские триумфальные ворота и павильон станции на закате ясного питерского дня.

4. Балтийская.

Наверное, самая «скромная» из всех 8 станций этой эпохи. Название взято из-за непосредственной близости ж\д «Балтийского» вокзала. В цветовом решении станции преобладает единство серого цвета мрамора, как в колонах, так и в оформлении перронов и полов. Только высокий белый потолок с яркой дуговой подсветкой, оттеняет эту гамму.

Вид на мозаичное полотно в конце зала.
Вид на мозаичное полотно в конце зала.

А монументальность и строгую красоту станции придает красочная и очень динамичная по своей композиции мозаика в торце подземного зала, посвященная революционным событиям в Петрограде 1917 г.

Винтовка, пулемет и красный флаг на фоне "Авроры" и Зимнего дворца.
Винтовка, пулемет и красный флаг на фоне "Авроры" и Зимнего дворца.

5. Технологический институт - 1.

Высокая и свободная, с большими арочными колоннами станция является самой большой по объему из всех станций этого списка. Посвящена она великим русским и советским учёным, расцвету и достижению отечественной науки. Здесь можно увидеть много великих сыном Отечества. От Ломоносова, Менделеева и Лобачевского, до Бехтерева, Пирогова и Циолковского. Также прогуливаясь по просторной колонаде вы найдете первого русского книгопечатника Федорова, математика Софью Ковалевскую, великого этнографа и путешественника Миклухо-Маклая.

Арочные светильники придают станции легкость, а барельефы достойны изучения.
Арочные светильники придают станции легкость, а барельефы достойны изучения.
-18

Пожалуй, самый великий и первый гений России.
Пожалуй, самый великий и первый гений России.

Остальных изучите сами, когда приедете в Петербург :)
Остальных изучите сами, когда приедете в Петербург :)

Всего 24 выдающихся ученых были выбраны для оформления станции. Их бронзовые барельефы можно подробно изучить на фронтальных поверхностях колоннады.

Интересен факт, что во время установки барельефа с изображением Сталина, при котором метро начиналось строиться, убрали, такая же учесть постигла и барельеф с Ф. Энгельсом. Его то за что? Он вроде к кровавым репрессиям в СССР отношения не имел. Ну видимо до кучи.

Также забавно, что в просторном помещении верхнего вестибюля с высоким круглым куполом планировалась надпись позолоченными огромными буквами: «Слава Сталину великому зодчему коммунизма корифею науки!».

Роскошный шестиугольный верхний зал, таким образом остался без всяких пафосных лозунгов. И как мне видится ничего от этого не потерял.
Роскошный шестиугольный верхний зал, таким образом остался без всяких пафосных лозунгов. И как мне видится ничего от этого не потерял.

Но времена все, же менялись, близилась хрущевская оттепель и надпись на фоне важных событий в стране выглядела бы просто нелепо, если не сказать смешно. Все прекрасно знают, что непосредственно к науке И. Сталин никакого прямого отношения не имел.

6. Пушкинская.

На мой взгляд, самая позитивная, легкая и изящная станция из всех в этом списке. Полностью белоснежная - от сводов потолка до колон и декора перрона. Самая светлая энергетически и с очень хорошей внутренней атмосферой в отличие от того же Автово, в котором есть что-то давящее. Там мне уютно и приятно находится. А изящные вертикальные светильники подпираемые тонкими пиками смотрятся вообще идеально.

Вид от эскалатора к  фигуре вдохновенного А.Пушкина
Вид от эскалатора к фигуре вдохновенного А.Пушкина
Оформление перрона, люстр и  легкого декора также подчеркивают гармоничное единство цвета и стиля станции.
Оформление перрона, люстр и легкого декора также подчеркивают гармоничное единство цвета и стиля станции.

Статуя Пушкина удивительно живая, и вдохновенно задумчивая, придает ощущение какого-то внутреннего спокойствия и гармонии. Автор памятника - гениальный скульптор М. Аникушин. А усиливает это приятное чувство, искусно подсвеченное панно утопающего в зелени Царскосельского парка и прозрачной глади озера.

"Приют спокойствия, трудов и вдохновения"
"Приют спокойствия, трудов и вдохновения"

А сама белоснежная скульптура Пушкина, являющаяся идейным и стилистическим центром станции по уровню мастерства легко может сравниться со знаменитыми памятниками на Тверском бульваре в Москве и площади Искусств в Санкт-Петербурге. Кстати памятник в Петербурге, тоже авторства М. Аникушина.

7. Владимирская.

Название станции связано с непосредственной близостью одноименного проспекта и площади.

Особенность этой станции, как мне кажется в контрастах. Она тоже наиболее строгая и аскетичная наряду с «Балтийской». Но по- другому. Здесь почти белый «холодный» уральский мрамор очень удачно сочетается с полом из темного гранита.

Строгость в единстве замысла.
Строгость в единстве замысла.

Роскошь и монументальность добавляют массивные, но лишенные изящества люстры. Интересен факт, что станцию проектировал А.В. Жук, автор аэровокзала «Пулково 1», о котором я рассказывал более подробно в статье "Стамеска, "стаканы" , "форель" и другие.

На входе пассажиров встречает золотое панно "Изобилие"
На входе пассажиров встречает золотое панно "Изобилие"

И, конечно, ее выделяет среди прочих огромное и очень яркое в "золоте" мозаичное полотно «Изобилие» в монументальном куполообразном наземном павильоне.

Все народы СССР в мире и согласии пожинают плоды трудов твоих
Все народы СССР в мире и согласии пожинают плоды трудов твоих

8. Площадь Восстания.

Определенно одна из красивейших станций петербургского метро и не только. Немного уступая Автово по богатству, она превосходит по гармонии и целостности архитектурного замысла.

Массивные колоны плавно переходят в  свод потолка, но это совершенно не давит.
Массивные колоны плавно переходят в свод потолка, но это совершенно не давит.

Особенно впечатляет яркая симметричная дуговая подсветка, проходящая практически по всему своду станции. В богатой, но очень гармоничной отделке станции применен редкий красный уральский мрамор, красный, же гранит и черный лабрадорит.

Перспектива станции в направлении выхода на Московский вокзал и перехода на "Маяковскую".
Перспектива станции в направлении выхода на Московский вокзал и перехода на "Маяковскую".

Интересен факт, что на одном из 4-х барельефов станции - «Ленин выступает в Таврическом дворце» находится одно из всего лишь 3-х сохранившихся до наших дней изображений Сталина в Санкт-Петербурге.

Небольшой эксклюзив для Вас. Вот он один из 3-х Сталиных доживших до наших дней. Совсем  еще молодой "спрятался" за спиной указывающего в светлое завтра Ленина.
Небольшой эксклюзив для Вас. Вот он один из 3-х Сталиных доживших до наших дней. Совсем еще молодой "спрятался" за спиной указывающего в светлое завтра Ленина.
В вечерней подсветке 2-х ярусная колоннада и шпиль наружного павильона смотрится особенно изящно.
В вечерней подсветке 2-х ярусная колоннада и шпиль наружного павильона смотрится особенно изящно.

Благодарю за прочтение. Если понравилось, ставьте лайки.

Подписывайтесь, комментируйте, спрашивайте.

Канал только открылся. Ваша поддержка очень важна сейчас.

Если хотите узнать еще что-то интересное про наше самое лучшее и красивое в мире метро – пишите. В Москве и Петербурге - огромное количество интересных станций, не только старых, но и современных. О которых много не только достоверных и крайне интересных фактов, но и красивых, мрачных историй, ставших уже легендами.

С Вашей поддержкой канал будет активно развиваться и постоянно предлагать Вам много всего интересного и нового.

Из самых разных областей: кино, сериалы, знаменитости, СССР, история, культура, литература, метро, архитектура, общество, Санкт-Петербург, немного спорта и политики и многое др.

С развитием канала, планируются статьи и на совершенно другие темы. Ведь «любой жанр хорош, кроме скучного»!

До встречи!