Найти тему

Как поставить цель в изучении языка. Степени свободы владения...

Когда речь заходит о владении языком, один из любимых вопросов - свободно ли вы владеете языком? Но что такое свобода владения языком?

На самом деле, в официальной классификации такого понятия нет. Есть уровни (от А1 до С2) и есть беглость (fluency), которая может присутствовать (или отсутствовать) практически на любом уровне.

Обычно под свободным владением языком подразумевается fluency + высокий (В2 и выше уровень владения языком).

Отключение электричества не повод отменять урок. 2008 г. Санкт-Петербург
Отключение электричества не повод отменять урок. 2008 г. Санкт-Петербург

Но как мне кажется, все гораздо интереснее и можно сделать отдельную классификацию свободы владения языком. Причем, эта классификация будет очень полезна для постановки конкретных целей в изучении языков. Я эту классификацию придумала для себя, основываясь на своем опыте изучения и применения языков в разных ситуациях (для учебы, для работы, для общения, для жизни в другой стране, для путешествий). Конечно, я основывалась на уже существующих схемах, но немного их изменила, сделав упор как раз на свободу. Эта классификация состоит из 4 уровней:

1) Уровень выживания в иноязычной среде

Этот уровень примерно одинаков для всех. Он примерно соответствует уровню А1 или А2 в стандартной схеме с акцентом на бытовые навыки. Т.е. вы можете путешествовать самостоятельно и даже жить в стране. Вы можете ходить в магазины, на рынок и в кафе, пользоваться общественным транспортом и даже переброситься парой фраз со случайными прохожими.

Конечно, в сложных и нестандартных ситуациях Вам придется или переходить на английский, или просить помощи друзей.

Эта цель отлично подходит для тех, кто только начинает учить язык (для самостоятельных путешествий) и для тех, кто, как я, переехал в новую страну, не владея местным языком. Помимо простого владения языком, на этом уровне особенно важны коммуникативные навыки, способность понимать и выражать мысли простым языком употребляя минимум слов и строя простые фразы.

Урок английского в кафе. 2015 г. Лесколово, Ленинградская область
Урок английского в кафе. 2015 г. Лесколово, Ленинградская область

2) Уровень реализации задач

Этот уровень интересен тем, что у каждого он будет своим, т.к. задачи могут быть разными. Чаще всего, такими задачами будет использования языка для работы (так называемые Business language и Professional language), для учебы (так называемый Academic language) и для ваших увлечений (обычно никто отдельно об этом не пишет). У каждого таких задач может быть несколько и для каждой отдельной задачи уровень владения языком может быть разным.

Если Вы уже достигли свободы на первом уровне, то для перехода на второй уровень я рекомендую Вам как раз определиться с задачами. Это поможет Вам быстрее достичь свободы в каждой из задач.

Например, я сейчас работаю в техподдержке на французском языке. Поэтому хотя мой общий уровень французского ниже, чем уровень английского, на технические темы я гораздо свободнее общаюсь на французском (я даже по-русски иногда не могу объяснить то, что я с легкостью объясняю на французском).

-3

3) Уровень комфортного общения

Уровень комфортного общения означает, что у вас есть близкие друзья, с которыми вы общаетесь только на этом языке. Этот уровень сложнее предыдущего, т.к. здесь важно уметь выражать и понимать эмоции, объяснять довольно сложные вещи. Этот уровень особенно сложен тем, что вы общаетесь с человеком с другим культурным опытом, поэтому для комфортности общения очень важно умение понимать и учитывать эту разницу.

Достичь этого уровня лучше всего, чаще общаясь с людьми из других стран, по работе, в путешествиях, посещая разные мероприятия.

Например, я смогла достичь этого уровня в английском только когда жила и училась в Нидерландах. Причем, когда я приехала, у меня уже был уровень С1 (достаточно высокий уровень). Но несмотря на это, поначалу мне все равно было немного тяжело общаться только на английском, я все понимала, но все равно напрягалась и уставала. Но где-то через полгода напряжение ушло и я стала чувствовать себя комфортно общаясь со своими одногруппниками и выстраивая близкую дружбу с ними.

Теперь, я хочу достичь того же с французским языком.

4) Уровень формирования языковой личности

Безусловно, вы начинаете формировать свою языковую личность гораздо раньше, но все равно ваша языковая личность будет чаще всего менее полной и многогранной чем когда Вы используете Ваш родной язык. Эта личность будет отличаться от Вашей личности на родном языке, но важно чтобы это не было просто упрощенным вариантом.

Именно этого я сейчас хочу достичь в английском языке. Например, я поняла, что мне в английском не хватает иронии, я более серьезна, чем в русском. Хотя сам английский язык дает отличное пространство для этого.

Если Вы, как я, изучаете несколько языков, то для каждого языка задачи могут быть совершенно разными, и на каждом уровне вы можете достичь свободы. Главное, поставить себе цель, практиковаться и - получать удовольствие.