Найти тему
Наука и жизнь+

Древесина и поглощение углерода: Может ли увеличение производства помочь в разрешении климатического кризиса?


Глобальные дискуссии по проблеме изменения климата признают критическую важность сохранения наземных поглотителей углерода в рамках всеобъемлющей политики по преодолению этого нарастающего кризиса. На международном уровне первоочередной задачей является защита тропических лесов, которые являются истинными поборниками поглощения углерода.

Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

В пределах Соединенных Штатов Америки тропические леса умеренного климата на северо-западе и юго-востоке Тихоокеанского региона Аляски служат основными поглотителями углерода. Однако и другие леса, по всей стране, также играют важную роль в климатическом равновесии. Однако эксперты прогнозируют, что без дополнительной защиты до миллиона акров лесных массивов США в год, могут быть потеряны для развития в течение следующих пятидесяти лет. Однако вместо того чтобы уделять первоочередное внимание защите лесов, большое внимание уделяется потенциалу древесной продукции и древесного топлива для хранения углерода или сокращения выбросов в атмосферу ископаемых видов топлива.

В самом крайнем случае, этот подход предполагает, что вырубка лесов является наилучшим упреждающим шагом для предотвращения выброса углерода в результате пожаров или нашествий насекомых. Такая тактика может сработать, при 3-х условиях:

1) углерод был перенесен из леса в его конечное хранилище;

2) углерод останется заперт бесконечно долго;

3) вместо старого леса сразу появится новый лес.

Реальность, конечно, гораздо более сложный и совершенно иной сценарий. В докладе Общества защиты дикой природы "Древесина и поглощение углерода" говорится о различных источниках для освещения воздействия парниковых газов древесной продукции и топлива, получаемых из древесной биомассы, на протяжении всего жизненного цикла.

Хотя детальный анализ проводится редко, картина достаточно полная, чтобы показать вариативность маршрута переработки, за которым следуют различные типы деревьев в различных частях страны. Принимая во внимание весь жизненный цикл этих продуктов, становится ясно, что расширение использования древесного топлива и древесины окажет весьма незначительное чистое воздействие на изменение климата.

Напротив, воздействие, скорее всего, будет как отрицательным, так и положительным. В этой статье также более подробно рассматривается один конкретный политический механизм, который мог бы поощрять поглощение углерода древесными продуктами: использование лесных компенсационных квот на выбросы углерода в рамках добровольных (рыночных) или нормативных программ.

Поскольку ожидается, что такие компенсации позволят сбалансировать выбросы из других источников, важно, чтобы дополнительное поглощение углерода было реальным. В настоящем документе излагается ряд критериев для стандартов компенсации выбросов углерода в целях учета полного воздействия углерода заготовленной древесины. Независимо от того, является ли воздействие продуктов древесины и древесного топлива положительным или отрицательным, концентрация внимания на этих незначительных воздействиях лишь отвлекает от более широкой задачи.

Необходимо трансформировать экономику, основанную на столетиях недорогой ископаемой энергии, в экономику, которая будет функционировать на действительно экологичной и возобновляемой основе. Деревообрабатывающая промышленность может способствовать достижению этой цели путем повышения эффективности переработки, сокращения энергопотребления, продления срока службы продукции, повторного использования и переработки древесных материалов, а также поощрения использования чистой, эффективной и основанной на рациональной практике лесопользования энергии из древесины.

Ограниченную роль лесов и древесной продукции в связывании и поглощении углерода можно понять с помощью информации об основных биологических особенностях и технологии, однако выбор в отношении того, как леса и древесные продукты и отходы учитываются в климатической политике, в конечном счете, зависит от общественной ценности.

Лесные и сельскохозяйственные операции, вероятно, будут исключены из регулирующего лимита на выбросы парниковых газов, поскольку они зачастую поглощают больше углерода, чем высвобождают, и поскольку их потоки углерода так трудно измерить.

Возможность производить взаимозачеты на рынке, если это будет включено в законодательство США о лимитах и торговле, должно пониматься как выбор государственной политики, а не как право. Стандарты компенсации должны быть разработаны для поддержки общих результатов государственной политики.

В большинстве случаев увеличение лесных запасов углерода приведет к созданию стабильных, самодостаточных запасов углерода без каких-либо затрат на выбросы ископаемого топлива. Охрана и увеличение лесных углеродных запасов может также способствовать сохранению нетронутых, реликтовых лесов, которые в настоящее время редки в ландшафте.

Эти леса могли бы стать убежищем для видов, испытывающих на себе воздействие изменения климата, и дать ценные уроки о том, как природные системы адаптируются к новым условиям. Напротив, хранение углерода в древесных продуктах и свалках зависит от продолжающегося использования ископаемого топлива и требует пространства для жилья и свалок, вытесняющих углеродофиксирующую растительность.

Однако, в то же время, древесина и топливо приносят доход землевладельцам (стимул к сохранению лесов в качестве лесов), обеспечивают материальные блага для потребителей и могут косвенно сокращать выбросы ПГ, заменяя собой более ресурсоемкие альтернативы ископаемому топливу.

Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

Древесина и древесное топливо должны сыграть свою роль в создании благоприятного для выбросов углерода будущего. Однако акцент на увеличение производства древесины может отвлечь внимание от конечной цели, сокращения потребления энергии и материалов.

В настоящее время экономика США потребляет более чем в 2,3 раза больше энергии и в 1,5 раза больше материалов на душу населения, чем в Европе, однако показатели качества жизни в США ниже, чем во многих европейских странах. Очевидно, что существуют возможности для сокращения потребления без ущерба для базового благосостояния людей, и наилучшие стратегии борьбы с изменением климата позволят четко держать эту цель в поле зрения.