Найти тему
Movienews film

Как менялись фантастические фильмы и почему нужно поблагодарить Стивена Хокинга и Илона Маска?

Мир фантастики кардинально изменился, на смену оптимистичному будущему и путешествиям по Солнечной галактике, пришел мрачный киберпанк, враждебный искусственный интеллект и тема надвигающегося апокалипсиса. Что ждет человека в обозримом кино-будущем?

Всего полвека назад человечество думало, что встретит новое тысячелетие на Луне, откроет секрет долголетия и путешествий во времени. Однако что-то пошло не так и на смену вере в светлое будущее пришел нуар, декаданс, хоррор и полное разочарование. Позволим себе немного поностальгировать, и вспомним на чем строилась империя фантастики.

  • Крах светлого будущего

Политические катаклизмы в реальности, а в мире фантазий советская и американская утопии были очень созвучны и близки. «Туманность Андромеды» или «Звездный путь»? По обе стороны Атлантики люди мечтали покорить космос, колонизировать Марс и Луну, найти эффективные источники энергии, создать суперкомпьютер и человекоподобного робота, победить болезни и даже стать бессмертными. В «Космической одиссее 2001 года» Кубрика нет границ, и, несмотря на некоторую мрачность сюжета, русские и американцы осваивают вселенную вместе.

По мнению Артура Кларка и классиков фантастики, уже в конце ХХ мы должны были наслаждаться звездным небом из колонии на Венере или Сатурне. А вместо этого, бездумно листаем новостную ленту социальных сетей и ждем новую модель телефона.

  • Финансирование будущего

Космические рекорды мировых держав, вложение миллиардов в освоение Луны и Солнечной системы, заигрывание с инвесторами и стартаперами о целесообразности проведении масштабных работ, но что это все дало человечеству? Мы разве стали ближе? Увы, долгое время оставались на одном и том же месте. Hewlett-Packard скептично рассматривали идею выпуска калькуляторов, IBM размышляло о перспективе создания персональных компьютеров… Только безумная наглость и вера в будущее помогли Microsoft и Apple открыть двери для развития биотехнологий, мобильной связи, интернета и новых идей в фантастической вселенной.

-2
  • Нуарный упадок

На 1980-е годы пришлось зарождение антиутопий с нуарным оттенком. Киберпанк и тема постапокалипсиса захватила экраны. Страх перед цифровыми технологиями, социальными катаклизмами и неизвестной инопланетной жизнью, позволили создать «Бегущий по лезвию», «Терминатор», «Робокоп», «Чужие». Все, чего мы боимся, начиная от сумасшедших одиночек, до тотального беспредела или бездействия власти, прорывается на экран и по сей день.

-3
  • Что дальше?

Сложно поверить, но тему ядерного апокалипсиса использовали не для устрашения, а для предостережения современников. Уже известно было о последствиях радиации и взрывах ядерной бомбы, перспективы развития цивилизации таяли на глазах. Реальность пугала и трансформировалась в страшные фантазии. Романы «На берегу» Невила Шюта или «Гимн Лейбовицу» Уолтера Миллера отражали фобии человека.

-4

Тема постапокалипсиса с новой силой прорвалась в конце 70-х годов, поставив человека в условия борьбы за выживание. Создание «Терминатора» — результат размышлений на тему «А что будет дальше?». Выживать или радоваться простым вещам и строить светлое будущее?

-5

Боевики «Проклятая долина», «Безумный Макс», «Воины пустоши» породили новые образы безжизненной Земли и человека будущего, обреченного на одиночество или жаждущего тотальной власти.

С окончанием холодной войны панический страх угрозы ядерного столкновения снизился, но пришли новые фобиии, которые отразились в фильмах. Успех серий Fallout и Half-Life произошел благодаря темам экологических катастроф и терроризма. Голод и нищета, войны и эпидемии стали все чаще появляться в сюжетах кино.

Постапокалипсис не обошел стороной и российский кинематограф. «Метро 2033», серия S.T.A.L.K.E.R. и романы Андрея Левицкого, Сергея Тармашева и Дмитрия Силлова, — не романтизировали эпоху будущего, однако на фоне техногенных катаклизмов они дали возможность героям самим выбирать свою судьбу.

  • Ностальгия по юности

Время летающих ранцев и космических полетов не наступило, но многие продюсеры часто ищут вдохновение в кино 80-х годов. Причина проста, юность и молодость большинства сценаристов, режиссеров и именитых продюсеров, пришлась именно на это время.

-6

Джосс Уидон, Джей Джей Абрамс, Джеймс Ганн, Тайке Вайтити, Андрес Мускетти, — все эти люди выросли на фантастике той эпохи и, возвращаясь к ней, по сути, они ностальгируют по своей счастливой и бесшабашной юности.

Неоновая подсветка, яркие костюмы и рок-н-ролл создали особый культурный код, который задал тон формированию нового поколения. Возможно поэтому, 1980-е годы до сих пор пользуются особой любовью?

  • Возвращение оптимизма
-7

Ещё недавно казалось, что веру в будущее и прогресс не вернуть, однако появление проектов Ричарда Брэнсона, Джеффа Безоса и Илона Маска, размышления о космосе Стивена Хокинга и Нила Деграсса Тайсона, кардинально сменили вектор. Оказывается, мы умеем мечтать и фантазировать. Мы хотим верить, что для человечества еще не все потеряно.

Киноиндустрия сделала ставку на создание научных картин, где на первом месте человек. «Интерстеллар», «Гравитация», «Марсианин» и «Прибытие» открыли новую страницу в освоении бесконечной вселенной. Что будет дальше, зависит только от нас.

Movienews.film