Найти тему
Вести 24

«Такое бывает». Как главный идеолог Гомельщины «элегантно» победила на выборах

Участок № 3 Гомельского-Советского округа № 34. Здесь корреспондент БелаПАН наблюдала за подсчетом голосов. Ну как за подсчетом… Уже в 20:50 было известно, что с огромным отрывом побеждает главный идеолог Гомельской области Ирина Довгало — самый богатый кандидат среди региональных (зарплата — 3600 рублей в месяц).

Председатель участковой комиссии Олег Архипенко после короткой словесной перепалки разрешает корреспонденту БелаПАН присутствовать на участке, в том числе на подсчете голосов.

Снимаем участковую комиссию. «Я против! Зачем вы меня снимаете! Потом на порносайтах разместите, и мне будут писать оттуда!» — возмущается один из членов комиссии. Удаляем фото.

Снимаем урну. «Снимайте только так, чтобы люди не попали в кадр», — предупреждают члены комиссии. Снимаем урну без людей.

В кадр попадает собака, которая пришла с хозяйкой голосовать. «Почему вы снимаете собаку?» — задают вопрос члены комиссии. «Собака не может нам отказать», — отшучиваемся мы.

-2

Наблюдатели на участке — представители Компартии Беларуси, «Красного Креста» и иные общественники. В том числе Лиана Шуба — активистка движения «Матери 328», она впервые участвует в наблюдении.

По данному округу баллотируется лидер движения Татьяна Каневская. Лиана делится своими наблюдениями, тщательно записанными в тетрадку. За сегодняшний день, по ее подсчетам, проголосовали 372 человека.

«Правда, я выходила в туалет и покушать. Но ненадолго, конечно. Пусть я пропустила ну максимум 50 человек — я это набрасываю. Пусть будет 420, по максимуму», — говорит наблюдатель.

Лиана Шуба
Лиана Шуба
-4

В 20:00 участок закрылся. Началось «священнодействие».

Члены участковой комиссии окружили стол, на который посыпались бюллетени. Председатель участковой комиссии не дремлет: «Так, с места не вставайте, к столу не подходите». «А стоя можно фотографировать?»— смущенно спрашиваем мы. «Нет, лучше сидите».

Сидим. Фотографируем процесс Скучно.

-5

Знакомимся с нашей соседкой. Она — доверенное лицо кандидата в депутаты Ирины Довгало. «А вы, значит, из другого лагеря?» — уточняет она у Лианы Шубы. «Мы не враги», — аккуратно замечаю я. «Да все мы с одного лагеря», — бросает кто-то из членов комиссии.

Шутка понравилась всем. Все смеются. И мы смеемся.

Председатель комиссии интересуется у меня зарплатой. Сам он руководит предприятием. Говорит: «Вот сколько вы получаете? Может, мне пойти в журналисты? Только чтобы знать, за сколько Родину продавать». Тоже смешно.

Всего на участке 2600 избирателей. Выдано бюллетеней — 1903. Три испортили избиратели. По данным комиссии, досрочно проголосовали 732 человека. На дому — 207 человек. За сегодня — 962.

Итак, момент истины. За Ирину Довгало отдали голоса 1212 избирателей. За Татьяну Каневскую — 204. За члена ЛДП Ольгу Игнатенко, которая баллотируется каждые выборы — 149. За Виктора Борисова(Республиканская партия труда и справедливости) — 328 человек.

-6

Когда Лиана Шуба слышит о явке в 962 человека за день, ей становится не по себе. Понятно, человек первый раз наблюдает на выборах. Она спрашивает у председателя участковой комиссии:

«Да как же так? У меня же записано, что сегодня проголосовали 372 человека, ну пусть плюс 50, когда я отлучалась в туалет или буфет. Но не 962, как такое может быть вообще?».

«Ну, такое бывает. Вы же не всегда сидели на участке», — спокойно отвечает председатель комиссии.

«У меня шок. Я первый раз наблюдаю, и у меня просто шок. Превысили явку в два с половиной раза как минимум. Как такое вообще может быть? Как люди с этим живут?» — удивляется Лиана.

Ждем транспорт у ворот школы. Журналисты, наблюдатели, члены комиссии, доверенное лицо кандидата Ирины Довгало.

Лиана Шуба спрашивает у члена участковой комиссии: «Как такое может быть, что вы в два с половиной раза превысили явку?».

«Давайте не об избирательном процессе. Я просто жду, пока вы уедете», — отвечает он.

«Хорошо, не о выборах. Как ранимой женщине жить с такой несправедливостью, которую она увидела на свои глаза?» — опять спрашивает наблюдатель.

«Ну, вы опять, хоть косвенно, но о выборах», — мягко упрекает ее член комиссии.

Всё. Расходимся.