Расскажу вам небольшую историю, содержащую парочку неблагозвучных для русского уха фамилий, по-своему уникальную. В чем уникальность сообщу в конце. Началась история, впрочем, совсем заурядно для своего времени.
Жила-была на свете девушка Эльза Хольцгасснер. Родилась она на свет в 1513 году в местечке Пиеламунд, что в Австрии. В семье самого заурядного мельника, который молол муку на своей мельнице при аббатстве Мельк.
Проводя свою юность, в основном (вы таки не поверите), на мельнице, она познакомилась с помощником мельника и родила от него ребенка. Судя по всему, незаконнорожденного. Исходя из того, что хроникеры ничего не упоминают об этом ребенке, кроме самого факта рождения, посмею предположить, что он и умер рано. Все же детская смертность была высокой.
С помощником мельника у Эльзы не сложилось, они расстались. И через время Эльза вышла замуж...барабанная дробь...за мельника по фамилии Пумгартнер. Поскольку есть сведения о том что Эльза вышла замуж во второй раз (что не очень-то приветствовалось в католической Европе XVI века), а о Паумгартнере мы не знаем почти ничего, то делаем вывод, что он Эльзу тоже не пережил. Что ж, бывает. Это только по меркам пенсионного законодательства все долгожители. Зато от этого брака у Эльзы родилось двое детей: Агатиус (который потом станет управлять мельницей отца) и Маргарет (которая в дальнейшем несколько важнее для нашей истории). Эльза с тех пор замуж вроде как не выходила.
Маргарет в 1550 году вышла за фермера Георга Шлюттербауэра. Георг любил закладывать за воротник, закладывать имущество, закладывать крепкие зуботычины свое жене и при этом был тем еще шлюттербауэром, если вы понимаете о чем я. В общем, каноничный брак. Тем не менее, троих детей, Катарину, Урсулу и Ганса пара все-таки завела. Потом Маргарет сделала перерыв на 10 лет и вообще никого не рожала. Пока по случайности спонтанной крестьянской любви на свет не появилась Анна.
В лучших традициях сказок братьев Гримм и тогдашней действительности сложные роды Маргарет не перенесла и отдала душу создателю. Находясь на смертном одре, она сказала своей матери Эльзе, что у нее плохое предчувствие и попросила забрать к себе новорожденную Анну, чтобы спасти хотя бы ее. Спасать было от чего, т.к. Георг к тому времени совершенно слетел с катушек и белочка стала его соседом, товарищем и другом. Чего не скажешь о детях, заботу о которых Георг слал лесом. Но бог с теми, что постарше. Они привычные. А вот о младенце позаботиться больше некому. Эльза последнюю волю дочери выполнила.
Дальше события накалялись. В течение года после смерти матери все дети, от Урсулы до Ганса, обретались в кровати мертвыми. Не знаю, приложил ли к этому руки старик Шлюттербауэр, дело в суде не разбиралось. Но больно уж подозрительно все выглядело. Когда у Георга кончились дети, через несколько лет он вспомнил об еще одном объекте для своей нерастраченной любви - дочери Анне. Но бабушка Эльза не жаждала того, чтобы отец возлюбил Анну до известных последствий. И отдавать ребенка отказалась. Более того, воспитала внучку в протестантской традиции, т.к. сама была протестанткой. В преимущественно католической Австрии. Георг затаил злобу.
Когда у девочки в возрасте 15-16 лет начались эпилептические припадки, отец девочки стал как в частном порядке, так и прилюдно именовать тещу не иначе как ведьмой. Тут и иноверие пришлось кстати, и то, что Эльза недурно в травах шарила, и то, что эпилепсия тогда изучена не была и рассматривалась как одержимость. Да еще и рыжая она возможно. Но это не точно. Короче, говоря полный набор для обвинения.
Для профилактики к девочке наведывались пастыри-экзорцисты. Молвили божье слово. Девушка билась в конвульсиях. Один борец с потусторонними силами даже вроде как насчитал, что за время своих стараний изгнал из Анны порядка 12 652 бесов. Но бесы, судя по всему, исправно возвращались, т.к. богомерзкая эпилепсия не уходила. Налицо был трудный случай. После некоторого медицинского обследование девушку признали слабоумной и предложили отправить ее в монастырь.
Вдовствующую бабушку Эльзу судья ведьмой признавать отказался было. Думал определить ее в лечебницу на старости лет. Врачи диагностировали старческое слабоумие и все такое, но не более. Да и мало ли чего плетет этот Шлюттербауэр, он же совсем берегов не видит. Но упоровшемуся мельнику все же удалось натравить на след известного тогда охотника за ведьмами Георга Шерера. Тот выступил у собора Святого Стефана с пламенной речью о том, дескать, что ведьмы среди нас, творят свои козни, потом дети мрут, бла, бла и все в таком духе. И вот даже есть вполне конкретные примеры в лице Эльзы. Это вызвало резонанс у впечатлительной публики, люди захотели поднять женщину на вилы, требовали проверок, пыток и казней. Так что судья привлек Шерера к процессу, пока дело не превратилось в самосуд чистой воды.
Старушку в середине 1583 все-таки взяли под стражу, заковали в цепи. Везли аккуратно, т.к. считалось, что трушная ведьма может и раствориться в воздухе. Привезли в здание суда и стали припоминать и скоропостижно умерших мужей, и чуждую веру, и внезапно эпилептичную внучку, которую она "заколдовала". Потом привели внучку, как следует обработали, провели стрессовый перекрестный допрос. После чего она показала, что бабушка кормит змей молоком (судя по всему, это подтвердили еще и соседние фермеры, раз уж к ним на участок приползали змеи и пили их молоко), и что к бабушке наведывается некое черное лохматое существо (странным образом похожее на местного коммивояжера) и бабушка, дескать, спрашивала не желает ли она возлечь с косматым. И яблоками червивыми Эльза ее кормила.
До кучи (не без помощи Георга) допросили еще какого-то банщика, который якобы видел как вдова Плайнахер зельеварением занимается. Тот очевидно был уязвлен оттоком к Эльзе некоторых хворых пациентов, которых он до того разминал у себя в бане.
Появился повод испытать на прочность и Эльзу. Пытали ее три раза со всем старанием, усердием и размахом австрийской художественной мысли. Старушка не сдержалась и выдала все то, что от нее хотели услышать: и про колдовство, и про змей, и про лохматых мужиков. 27 августа вынесли приговор к смертной казни. А уже 27 сентября 1583 года ее привязали к доске, прикрепленной к хвосту лошади, и таким образом доставили к месту казни. Затем привязали к столбу, да и сожгли для удовлетворения толпы и собственного алкоголика-зятя. А вы говорите, анекдоты про тещу.
Анну отдали в доминиканский монастырь. О ее дальнейшей судьбе истории ничего не известно. Пламенный охотник за ведьмами Георг Шерер умер в 1605 году, когда во время очередной речи его хватил удар. Уж больно ретивый был человек. Сгорел на работе. Такие дела.
Ах, да. Обещал же пояснить за уникальность истории. Дело в том, что в Австрии, несмотря на ее католичество, ведьм более не сжигали. Так что, если б не один бухой фермер, статистика так и была бы нулевой. Ну а в честь сожженной вдовы Плайнахер (да и в память о ведовских процессах в Европе) в Вене назвали небольшой переулок.