ВАЗ-21099 «Спутник» (простореч. название «девяносто девятая») — советский и российский переднеприводный автомобиль II группы малого класса с кузовом типа седан. Представляет собой наиболее полноразмерную модель в семействе Лада «Спутник».
Машина была подготовлена к конвейерному выпуску в марте 1990 года, но начало производства было отложено в связи с задержкой в поставках комплектующих от предприятий-смежников. Серийно выпускался на заводе АвтоВАЗ с 22 декабря 1990 года по 30 июня 2004 года. До конца 2011 года собирался на Украине на заводе «ЗАЗ» из российских машинокомплектов с оформлением салона, как у, ВАЗ-2115. На экспорт ВАЗ-21099 шёл под названиями Lada Forma, Lada Sagona, Lada Diva, Lada Sable, Lada Samara Saloon.
От остальных моделей семейства «Самара» ВАЗ-21099 изначально отличала передняя часть кузова с длинными крыльями, без пластикового «клюва» спереди и более длинным капотом, новая решётка радиатора, панель приборов стала серого цвета, в отличие от коричневых панелей на других «Самарах». Впоследствии эти нововведения были перенесены на все семейство «Самара» ради унификации моделей.
ВАЗ 21099 — седан с передним приводом, бензиновым объемом в 1,5 литра двигателем и с пяти ступенчатой коробкой передач. Модель 21099i имеет двигатель 1.5 с распределенным впрыском топлива (инжектор), соответствующий международным нормам по отработанным газов. Как и автомобиль Лада Калина. Авто оснащено панелью, которая включает в себя несколько приборов. Переключатели с подсветкой, отвечающие за электронное управление стекол и блокировки дверей. Система бортового контроля оповещает водителя о неисправности автомобиля. Также установлена рулевая колонка с регулирующимся положением наклона. Удобную посадку пассажира и водителя обеспечит новый материал наполнения сидений и регулировка ремня безопасности по высоте. Установленные противотуманные фары улучшают световые характеристики авто.
Девяносто девятая сохраняет достоинства независимо от внешних обстоятельств. На ужесточение экологических мировых требований, и стремясь к увеличению комфорта для покупателей, заводом было принято решение об установке более экономичного двигатель с распределенным впрыском горючего, отвечающий мировым нормам. В последствии как и у Нивы Шевроле, которая в последнее время покоряет Российский автопром. С начала производства и на его протяжении выпускались модели с инжекторными двигателями и карбюраторными объемом 1,3л (210993) и 1,5л (21099).
Даже сейчас ВАЗ 21099 считается одной из самых популярных моделей на Российском рынке и высоко котируется, как с УАЗ Патриот, так и многими другими моделями, но пока это самый удобный и уже привычный автомобиль в России. Достаточно будет сказать, что на этом городском седане можно с уверенностью выезжать на дачный участок. С начала выпуска автомобиля, его цена была высокая для отечественного автомобильного рынка. Цена автомобиля ВАЗ-21099 говорит о том, что автомобиль произведен не для перевозки товара по рынкам. А вот для людей не богатых (среднего класса) которых затронул кризис — автомобиль как вариант. Вид автомобиля вполне представителен и даже универсален. Заднее сиденье откидывается, но не полностью. Не смотря на это авто позволяя перевозить длинные предметы. Обшивка салона сделана не плохо и не отпугивает нынешних покупателей.
Попадающиеся на автомобильном рынке экспортные «Самары» обязаны быть оснащены катализатором отработавших газов. Установка, которого ведется с 1993 года. Из всех существующих версий двигателей предпочтительней будет 70- сильный стандартный карбюраторный с объемом в 1.5 литров. Но, не смотря на это, большой популярностью пользуются Ваз 2108 и 2109 с карбюраторным объемом двигателя в 1,3 и мощностью в 64-лошадиных силы. Единственным, но весомым недостатком этой модификации является загибание клапанов при обрыве ремня ГРМ.
Плюсы и минусы:
Какие у машины есть плюсы и минусы, по сравнению с другими моделями семейства? Из достоинств машины можно с уверенностью выделить высокие скоростные качества с неплохой управляемостью и устойчивостью на различных типах дорог. Вообще, все модели семейства ВАЗ отличаются тем, что просто идеально подходят для наших дорог, известных своим «качеством». На самом деле именно это до сих пор нравится владельцам ВАЗов – иномарки намного хуже приспособлены к дорожным реалиям нашей страны.
Интересна эта машина будет и любителям тюнинга, так как она обладает просто огромными возможностями для реализации тюнинга. Так, можно провести чип-тюнинг, форсировать штатный двигатель и т.д.
Одним из главнейших минусов машины является то, что при сборке использовались далеко не лучшие материалы. Более того, если владелец вовремя не озаботился добавить машине антикоррозийную защиту, то всего через несколько лет эксплуатации на автомобиле начинали появляться очаги ржавчины. Впрочем, даже с антикоррозийной защитой, необходимо постоянно следить за состоянием кузова.
Приборная панель, о которой уже было немного сказано выше, отличается своим постоянным дребезжанием. Как и у многих других моделей семейства, в салоне «девяносто девятого» шумно и пыльно, то есть шумо- и пылеизоляция у салона очень плохая.
Сам салон тоже не очень-то удобен – он слишком мал, особенно для задних пассажиров. Многие владельцы данного авто жалуются на то, что на задних сидениях сложно разместиться крупным людям, некоторые даже полагают, что заднее сиденье было разработано под людей, рост которых не превышает 160 сантиметров.
Следует в качестве одного из недостатков отметить и низкую пассивную безопасность.
Наконец, машина довольно часто ломается – тут всё дело в изначально не самых качественных деталях, использованных при сборке на конвейере. Впрочем, в большинстве своём, вышедшие из строя детали легко можно приобрести даже сейчас на рынке, при этом стоимость у них невысокая, а ремонт автомобиля произвести может даже неподготовленный пользователь. Если ремонтировать машину придётся в сервисе, это всё равно не обойдётся хозяину в баснословную сумму – стоимость ремонта ВАЗ 21099 адекватна кошелькам владельцев авто.
Важно иметь в виду, что старые автомобили с большим пробегом начинают практически постоянно ломаться, при этом стоит починить одну систему, как проблемы тут же «вылезают» сразу у нескольких систем.
Жду ваши мнения об этом автомобиле ;)