Произведения Шаламова, эмоционально скупые в повествовании и медлительные в динамике, меж тем вызывают мощный ассоциативный поток и метафорическое осмысление. Но метафоры Шаламова подчас глубоки и не всегда доступны читателю, не знакомому с некоторыми деталями того времени или судьбы самого Шаламова. Но не претендуя на познание глубин авторской задумки, мы можем «снять» тот пласт, что открывается для простого, неподготовленного читателя, отследить то, что не скрыто в глубине авторских смыслов. Рассказчик, «больной и голодный человек», как он сам себя описывает, вступает в конфликт с конвоирами, ведущими бригаду заключенных с работы в бараки. И один из конвоиров, Рябошапка, обещает на следующий день пристрелить рассказчика собственноручно. На следующий день, когда бригада вновь выходит на работу, главный герой со своим товарищем, Рыбаковым, делая вид, что работают, собирают ягоды. Рыбаков собирает их в консервную банку, рассчитывая получить за них хлеба, рассказчик же, съедает их са