Железный век
В течение столетия после римского завоевания Лондон, как застроенный городской центр, по-видимому, занимал ведущее положение в политической, экономической и, возможно, культурной жизни страны, и его статус, вероятно, схож с тем, которым город пользовался со времен Средневековья. В этом контексте исследователи часто представляли Лондон в Железный век как эмбриональный город и столицу.
Как заметил Джон Кент, "мы так привыкли думать о Лондоне как о месте, предназначенном природой для того, чтобы стать центром политического и экономического развития Англии, что для того, чтобы предвидеть те времена, когда все было иначе, требуются значительные усилия".
Как мы увидим, к позднему до-римскому железному веку, Лондонский регион находился на границе ряда различных керамических и политических групп и, по крайней мере, по имеющимся данным, сам по себе являлся узловым пунктом до основания Лондиниума в середине I века нашей эры. Как ни парадоксально, но именно физическое и психологическое присутствие самого Лондиниума наиболее затрудняет изучение предшествующего ему периода.
Материальная культура, хронология и темы исследований
Железный век характеризуется рядом крупных социальных, экономических и технологических изменений, многие из которых произошли в более поздний бронзовый век, одним из которых было начало металлообработки. Этот период обычно рассматривается как период увеличения численности населения и ухудшения климата, что требует использования ранее маргинальных или трудных земель (т.е. тяжелых глин).
Право собственности на землю действительно, возможно, заменило контроль над бронзой как высшей отметкой социального престижа, что способствовало принятию и широкому использованию железа и привело к распаду сложившихся сетей обмена между странами. Безусловно, это период, когда основные инновации в сельском хозяйстве можно обнаружить по всей южной Великобритании, с растущими доказательствами сельскохозяйственной специализации и взаимозависимости поселений.
Для чисто практических целей принято разделять железный век с бронзовым веком в 8-7 веках до н.э. и приравнивать конец железного века к римскому завоеванию в 43 г. н.э. Традиционное трехстороннее хронологическое разделение железного века на ранний до-римский (8-7-5 века до н.э.), средний до-римский (4-1 века до н.э.) и поздний до-римский (1-43 века до н.э.) периоды будет использоваться для описания этих данных. Независимо датированная хронология для южной Британии труднодоступна в начале периода из-за проблем с калибровочной кривой 14C, хотя ситуация улучшилась после 400 г. до н.э. на основе недавней работы над брошами и монетами.
Больше, чем в любой другой период, в Железном веке доминировали концепции вторжения с европейского континента. Причины этого не за горами, поскольку Юлий Цезарь прямо ссылается на переселение белых с севера Франции, которые "совершили набег и остались до последнего". Более ранние поколения историков принимали такие комментарии по номинальной стоимости, несмотря на трудности идентификации этих миграций в археологических раскопках.
Действительно, они использовали идею массового перемещения людей в качестве средства учета строительства городищ, использования железа и, впоследствии, возрождения узнаваемых погребальных обрядов. Высокоуровневой отметкой для таких концепций стал период с 1930-х до начала 1960-х годов и работа Кристофера Хоукса, чья система ABC была основана на концепции последовательных волн вторжения с континента. Вслед за критикой системы Ходсона, распространенным подходом к истории культуры стал более широкий подход, включающий экономические и социально-экономические подходы.
Далеко идущим наиболее влиятельным произведением такого рода было издание "Общины железного века" Канлиффа в Великобритании, впервые опубликованное в 1974 году и пересмотренное в двух последующих изданиях (1978; 1991). Это было подкреплено собственной оперативно опубликованной работой автора в таких местах, как Дэнибери и Хенгистбери-Хед в Уэссексе.
В последние годы концепции, заимствованные из антропологии и социальных наук, используются для деконструкции этих культурно-исторических моделей с акцентом на процессы, с целью начать строительство социальной археологии на период, в большей степени учитывающий интересы самих людей.
Совместно отредактированный том Адама Гвильта и Колина Хейзелгроува "Реконструкция обществ железного века: новые подходы к британскому железному веку" (1997) дает представление об этом новом мышлении и рассматривает такие вопросы, как роль сельскохозяйственного цикла, архитектура домохозяйств и понятия пространства, границ и известности, структурированное осаждение и так далее.