Найти тему
Кушири

Кто такие ассасины

Много столетий назад началась мрачная слава организации неуловимых убийц ассасинов, в переводе с арабского "вкушающий гашиш". Этот загадочный орден охотников за головами, существовавший на ближнем востоке в эпоху крестовых походов - являлся агрессивной сектой исмаилитов. Воины-смертники наводили ужас на закованных в латы крестоносцев, впоследствии ассасинов стали использовать как наёмных убийц, именно в этом значении слово ассасин и перекочевало в современный лексикон.

Основателем этой религиозной секты стал Хасан ибн Саббах, родившийся в середине одинадцатого века, который в горных районах Персии, Сирии, Ирака и Ливана создал государство просуществовавшее более 140 лет. Столицей государства стала неприступная крепость турков-сельджуков, в долине Аламут, которую исмаилиты заняли в 1090-м году используя хитрость и сноровку.
34 года Хасан ибн Саббах, которого крестоносцы называли старец с горы, прожил в Аламуте. Он установил там суровый образ жизни абсолютно для всех без исключения. Сам Хасан вёл скромную жизнь, хотя был женат и имел детей. От подданных он требовал абсолютного повиновения: шейх велел казнить одного из своих сыновей, застав его за распитием вина, другого сына он приговорил к смерти лишь заподозрив, что он был причастен к убийству некоего проповедника. Хасан был строг и справедлив до бессердечия, это привлекало к нему сторонников, и вскоре под его властью собралось уже около 60-и тысяч человек.

Хасан Ибн Саббах
Хасан Ибн Саббах

Говорят, что на идею превратить своих подданных в фанатиков-убийц - старца горы натолкнула история, когда в городе Савва по приказу Низама Аль Мулька, главного визиря сельджукского султана, казнили местного предводителя исмаилитов. Узнав об этом, старец горы поднялся на башню в Аламуте и провозгласил: "- убийство этого шайтана Аль-Мулька, предвосхитит райское блаженство." Пока он спускался с башни, у её подножья уже собралась толпа фанатиков, готовых убить визиря. Громче всех кричал некий Бутахир Арани, выражавший готовность заплатить жизнью за месть визирю. Его Хасан ибн Саббах и выбрал на роль киллера.
Во время праздника рамадан, 10 октября 1092 года в городе Сава, южнее Тегерана, Бутахиру Арани удалось приблизиться к носилкам Аль-Мулька, когда его выносили из шатра. Убийца вонзил в грудь визиря свой кинжал и тут же отдал себя для неминуемой расправы в руки стражников. Хасан велел вывесить в Аламуте памятную таблицу и на ней выгравировать имя убитого, рядом имя святого творца мести. За последующие годы жизни Хасана, на этой доске почёта появилось ещё 49 имён людей, убитых ассасинами - это были султаны, князья, цари, священники, градоначальники, учёные и писатели.

Убийство  Низама Аль Мулька.
Убийство Низама Аль Мулька.

После первого политического убийства, старец с горы убедился, что готовые пожертвовать собой фанатики - страшная сила. Из юношей, среди которых предпочтение отдавалось сиротам, он отобрал боевой отряд "фидави" или фидоинов, что значит - жертвующий собой во имя веры, который возможно стал первой террористической организацией на земле. Хасан внушал своим фидави, что после смерти они непременно попадут в рай и искусным трюком давал почувствовать кандидатам в убийцы каков он, этот рай.
В одной из труднодоступных долин меж гор, в месте известном лишь кучке ближайших помощников Хасана, был разбит изумительный сад с прекрасными цветами и плодовыми деревьями, в центре которого стоял дворец разукрашенный золотом. Из родников и стен дворца там текли вино, молоко и мёд, дворец и сад были полны самыми красивыми женщинами, которые умели играть на музыкальных инструментах, великолепно петь и танцевать. Всё соответствовало тому, как Мухамед описывал рай. Внушая своим последователям что он тоже пророк и ещё при жизни может перенести человека в рай, Хасан время от времени творил следующее чудо в кавычках: несколько юношей одурманивали гашишем, усыпляли питьём и переносили в тот секретный сад. Придя в себя, увидев вокруг неописуемую красоту и прелестных гурий, которые подавали им вина, услаждали их слух музыкой и пением, всячески ублажали гостей искусными любовными ласками - юноши полностью были уверены, что попали в рай. После нескольких дней райской жизни, парней снова усыпляли и переносили обратно в крепость, там Хасан спрашивал где они были, а те отвечали: "- в раю, благодаря твоей милости господин", и рассказывали о подробностях райской жизни. Собравшиеся вокруг остальные молодые люди завидовали счастливцам и все вместе искренне желали отдать за великое дело старца горы свою жизнь, чтобы поскорее попасть в рай, ставший для них вполне реальным.

Примерно таким Хасан преподносил рай для своих подданных воинов.
Примерно таким Хасан преподносил рай для своих подданных воинов.

Готовили фидоинов на совесть: обучали владеть всеми видами оружия, разбираться в ядах и терпеть невзгоды. Заставляли неподвижно стоять у крепостной стены и в зной и в стужу, оттачивая их терпение. Им объясняли, что настоящий ассасин - должен уметь годами выжидать миг, для нанесения смертельного удара врагу.
Талант перевоплощения ассасинов ценился не меньше, чем боевые навыки - они умели изменяться до неузнаваемости, выдавая себя за бродячую цирковую труппу, монахов средневекового христианского ордена, лекарей, восточных торговцев или местных дружинников. Ассасины пробирались в самое логово врага, чтобы убить свою жертву, а при самых страшных пытках и казнях, которым подвергали ассасинов - те старались улыбаться.

-5

Наиболее активно ассасины действовали в период правления Хасана ибн Саббаха, при нём они распространили своё влияние на многие области мусульманского мира, создав цепь укреплённых горных крепостей в горном Иране и Сирии, и проводя политику тайных убийств врагов.
Судя по доске почёта в Аламуте, 118-ю фидоинами было убито 73 человека, причём 49 из них приходилось на годы правления старца горы. Вероятно снижение результативности произошло вследствие того, что восточные правители начали покупать лояльности ассасинов, но при этом начали им платить за устранение неугодных знатных европейцев.

Примерно восстановленная картина о внешнем виде ассасинов, согласно описанию того времени.
Примерно восстановленная картина о внешнем виде ассасинов, согласно описанию того времени.

Хасан ибн Саббах умер в 1124-м году в своей крепости, но орден не угас сразу и ещё долго оставался серьёзной силой в Персии и Сирии. Некоторое время ассасины и крестоносцы жили мирно, тем более, что у европейцев часто возникал спрос на наёмных убийц, а у ассасинов - было предложение. Однако спустя некоторое время, между ними возник конфликт и дружба расстроилась. С тех пор, короли в самом центре Европы вздрагивали при упоминании ассасинов.
Но всё же мощь ассасинов была сломлена, в 1256-м году войска монголов осадили крепость Аламут, и после трёх суток непрерывных боёв - взяли её. В 1260-м году - та же участь постигла Масиаф, располагающийся в Сирии.

Гравюра: Хулагу разрушает крепость Аламут.
Гравюра: Хулагу разрушает крепость Аламут.

Ассасины были объявлены вне закона, за их головы назначались баснословные награды. Большей частью, они были уничтожены.
Оставшиеся были вынуждены рассеяться по горам и уйти в глубокое подполье. Легенда гласит, что некоторые из них - сумели бежать в Индию, где примкнули к служителям богини Кали, якобы именно ассасины основали в Индии касту убийц, известную как - душители.
И по сей день, исмаилистское движение продолжает существовать, в 1957-м году нынешний прямой потомок последнего старца горы, принц Ага-Хан Четвёртый принял главенство над исмаилитами. Ассасины - никогда больше не восстановили своё былое могущество, о котором всё ещё напоминают руины их крепостей.

Руины крепости Аламут в наши дни.
Руины крепости Аламут в наши дни.

Спасибо за прочтение этой статьи, прошу поддержать "пальцем вверх" и если вам было интересно, подписаться на канал, чтобы не пропускать новых статей.