Как связаны между собой уничтожение российского Су-24, попытка военного переворота в Турции, убийство посла Карлова, штурм Алеппо и работа морского маршрута "Сирийский экспресс"? Читайте в этой статье...
Понятие «Сирийский экспресс» прочно связано с сирийской военной компанией России. Около 2000 тонн в сутки – таков объем материальных средств современной «эталонной» дивизии, необходимый ей для успешного выполнения боевых задач. Примерно такой объем и обеспечивает «Сирийский экспресс», являясь, по сути, настоящей «дорогой жизни» для российской военной группировки в Сирии.
Известно, что 95% материальных средств доставляется морским транспортом, еще 5% – воздушным транспортом. При организации морских перевозок в Сирию (на расстояние примерно 2500 км), задействовано 13 БДК (больших десантных кораблей), 14 судов вспомогательного флота ВМФ России и до 15 грузовых гражданских судов различного назначения.
Работа «Сирийского экспресса», в самый острый период кризиса в Сирии, вызвала приступ раздражения и ярости у всех основных «игроков», устроивших безумную гонку за сирийским «трофеем»: США, Турции, Саудовской Аравии, Катара, Израиля. Самым уязвимым местом сирийской «дороги жизни» оказался пролив Босфор, контролируемый Турцией. Длина пролива составляет 30 километров, ширина — от 700 до 3700 метров.
Практически сразу, после начала военной операции России в Сирии, начались провокации против «Сирийского экспресса». Как известно, 24 ноября 2015 года, российский Су-24М, атаковавший терористов, был сбит из засады турецким Ф-16. Начался острейший политический кризис. Турция и Россия балансировали на грани. «Сирийский экспресс» тоже оказался под прицелом.
Экипаж российского сторожевого корабля "Сметливый" в Эгейском море был даже вынужден открыть предупредительный огонь из-за опасных маневров турецкого судна. В Интернете появилась фотография, на которой моряк российского военного корабля "Цезарь Куников" якобы направляет ПЗРК в сторону Турции. МИД Турции заявил резкие протесты в связи с инцидентами.
Политический кризис в отношениях между Россией и Турцией незамедлительно сказался на ситуации в районе Босфора. СМИ сообщили о готовящемся закрытии пролива для российских кораблей. Турецкие власти начали ограничивать прохождение наших судов и кораблей под разными предлогами (туман, ремонт моста через Босфор, столкновения судов).
Потребовались огромные усилия, чтобы ситуация стабилизировалась. Уже 26 ноября была резко усилена группировка российских войск в Сирии, в том числе – срочно развернуты ЗРК С-400.
Следующее обострение вокруг «Сирийского экспресса» произошло в июле 2016 года – в момент, когда ВКС России поддерживали операцию Ирана и Сирии по окружению Алеппо. Городу отводилась роль оппозиционной «столицы» Сирии, он был нашпигован американской, английской, израильской, турецкой агентурой. Поэтому реакция «игроков» была крайне острой и болезненной – 16 июля в Турции начался военный переворот. Мосты через Босфор были захвачены, движение по проливу перекрыто. Ф-16 мятежников нанесли авиаудары по ключевым объектам.
Только решительная поддержка президента Эрдогана со стороны России и хирургически точное политические действия российского руководства, позволили стабилизировать ситуацию. 26 июля "столица" мятежного "халифата" город Алеппо был взят в кольцо сирийскими войсками.
В декабре 2016 год, ситуация вокруг пролива Босфор опять обострилась. Турция предупредила, что в отместку за Алеппо террористы готовят серию терактов против кораблей и судов России в районе пролива. Были даже указаны 146 вероятных пунктов, с которых террористы могут нанести удар переносными ракетными комплексами. 19 декабря 2016 года было совершено убийство посла России в Турции Андрея Карлова.
Однако, «Сирийский экспресс» продолжал работать бесперебойно. Теперь обеспечением его безопасности занимались совместно российские военные и турецкие спецслужбы. Было организовано сопровождение патрульными катерами (их число доходило до 4-х на одно российское судно) и даже вертолетами. 22 декабря 2016 года Алеппо был взят. Разгромлены были не только формирования террористов, но и агентуры США, Великобритании, Израиля, Саудовской Аравии и Катара. По сообщениям СМИ, спецслужбы многих стран потом долго «выторговывали» своих проваленных агентов у Асада.
Операция по освобождению Алеппо признана образцовой, её изучают в военных научных центрах мира. Как и роль «Сирийского экспресса» в этой победе.
Кто стоял за провокациями, нацеленными на дезорганизацию работы "Сирийского экспресса", в основном, понятно. Это турецкая террористическая организация, возглавляемая Фетхуллахом Гюленом, бывший главком ВВС Турции Акын Озтюрк, проамериканская часть руководства вооруженных сил Турции. Практически не вызывает сомнений, что значительную роль в дестабилизации ситуации играли спецслужбы США.