Гражданская наука, или участие людей без специализированной подготовки в научных проектах, появилась очень давно. Первый зарегистрированный случай использования термина "гражданская наука" произошел в 1989 году и описывает, как 225 добровольцев по всей территории США собрали образцы дождевых осадков для помощи природоохранной организации Audubon Society. Волонтеры собрали образцы, проверили их на кислотность и отправили отчет в организацию, создав тем самым карту покрытия всего континента кислотным дождем и продемонстрировав масштабы этого явления.
Во многих отношениях современная научная революция стала возможной благодаря усилиям гражданских ученых. Как и сама наука, гражданская находится под влиянием технологических и социальных достижений, таких как быстрый рост уровня образования во второй половине двадцатого века или недавний рост социальных сетей, облачных услуг и смартфонов в двустороннем порядке (Web 2.0).
Эти перемены положили начало бурному росту числу людей, участвующих в сборе и анализе информации в рамках научных проектов, за последние несколько десятилетий.
Покорение космического пространства, в помощь к исследованию нашей планеты
Термин "Наблюдение за Землей" (EO) появился в конце 1950-х и 1960-х годов в качестве условного обозначения. Под ним понимается использование космической техники для наблюдения и мониторинга природных и антропогенных явлений во всем мире.
В ходе проведения "Международного геофизического года" (МГГ) 1957-1958 гг. деятельность EO получила значительный толчок в виде совместных усилий ученых из многих стран. В период до МГГ, было высказано предположение, что спутники на орбите Земли изменят наше представление об окружающей среде. Действительно, в рамках МГГ был запущен первый искусственный спутник Земли, и открыта программа "Космическая эра".
Десять лет спустя, в 1966 году, в ходе стремительного развития космической техники, был проведен анализ потенциала ЕО, который определил широкий спектр ее применения: от картографирования до мониторинга дикой природы или лесных пожаров, контроля загрязнения воздуха и многих других аспектов, связанных с географией, сельским хозяйством, водными ресурсами, океанографией, геологией и археологией и т.д.
ЕО является воплощением "Большой науки" - крупномасштабной научно-исследовательской деятельности, требующей сложных и чрезвычайно дорогостоящих инструментов, тщательного планирования и сотрудничества по всему миру.
Вдобавок к этому, данные, полученные в результате этих усилий, требуют специальных навыков и инструментов (например, компьютеров в 1960-х годах), что ставит их за рамки возможностей и финансовой доступности для непрофессиональных ученых. Короче говоря, ЕО появилась в то время, когда роль ученых-любителей была незначительной, а возможности для полноценного участия широких масс населения в передовых научных исследованиях стали весьма ограниченными.
Проведенный в 1966 году анализ впечатляет тем, что в нем был сделан упор на таких аспектах EO, которые сегодня воспринимаются как само собой разумеющееся. Это наборы измерительных приборов с прогнозируемыми характеристиками, которые позволяют проводить последовательный анализ на огромных участках Земли и научные исследования в таких объемах, каких раньше быть не могло.
В добавок к метеорологическим наблюдениям проводимыми добровольцами и профессиональными учеными непосредственно на поверхности Земли, появилась возможность автоматического сбора информации на огромных территориях с помощью спутников и космических аппаратов. Однако в конечном счете спутники не полностью заменили наблюдателей на земле.
Хотя метеорологическая область опирается на широкий спектр автоматизированных систем зондирования, спутниковых измерений и обширную сеть профессиональных наблюдений, добровольцы по-прежнему играют значительную роль во всем этом процессе в целом.