Появление ряда развивающихся экономик, в частности так называемых стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская республика), влияет на формирование глобальной конкурентной среды. В следующем десятилетии это влияние увеличится. В этих странах наблюдаются беспрецедентные темпы роста ВВП, торговли и располагаемого дохода. Огромный размер потребительских рынков, открывающихся в развивающихся странах, особенно в Индии и Китае, и их быстрые темпы развития изменят баланс деловой активности намного больше, чем предыдущий рост менее населенных стран, таких как Япония и Южная Корея. Этот сдвиг в балансе деловой активности меняет глобальные возможности.
В последние 50 лет глобализация бизнеса интерпретируется как расширение торговли из развитых стран в страны с развивающейся экономикой. Сегодняшний рост развивающихся экономик означает, что этот взгляд больше не считается обоснованным - бизнес течёт в обоих направлениях и все чаще перемещается из одной развивающейся экономики в другую.
Бизнес в наши дни заключается в том, чтобы конкурировать со всеми, повсюду и за все. Свидетельства того, что эти последние изменения в глобальной конкурентной среде будут иметь сейсмические масштабы, уже сейчас огромны. Рассмотрим, например, растущее число компаний из развивающихся рынков, входящих в рейтинг крупнейших фирм мира, составленный журналом Fortune 500. В настоящее время туда входят 62 страны, в основном из стран БРИК, по сравнению с 31 страной в 2003 году. При сохранении текущих тенденций компании из развивающихся стран в течение 10 лет будут составлять треть списка Fortune.
Если посмотреть на недавнее резкое увеличение числа компаний из развивающихся рынков, приобретающих устоявшиеся компании и бренды “богатого мира”, то можно понять, что "глобализация" больше не является просто очередным словом "американизация". Например, производителя любимого американского пива "Budweiser" купил бельгийско-бразильский конгломерат. Некоторые из ведущих американских финансовых институтов избежали банкротства только под залог фондов национального благосостояния различных арабских королевств и китайского правительства.
Давление на крупнейшие корпорации определяет пять "императивов", которые побуждают развивающиеся компании становиться более глобальными:
- стремиться к росту, эффективности и знаниям;
- лучше удовлетворять потребности клиентов;
- предупреждать или противодействовать конкуренции.
1. Рост.
Во многих отраслях экономики рынки развитых стран развиваются быстрыми темпами, ограничивая темпы роста. Рассмотрим бытовую технику: в развитых странах большинство имеют дома такую технику, как микроволновые печи, стиральные машины, посудомоечные машины, сушилки и холодильники. Таким образом, рост промышленности во многом определяется ростом численности населения и замещением продукции. На развивающихся же рынках, напротив, уровень проникновения основных бытовых электроприборов все еще остается низким по сравнению с западными стандартами, что открывает перед производителями значительные возможности для роста.
2. Эффективность.
Глобальное присутствие автоматически расширяет масштабы деятельности компании, увеличивая ее доходы и базу активов. Крупные масштабы могут помочь создать конкурентное преимущество, если компания предпримет жесткие действия, необходимые для преобразования эффекта масштаба путем:
- распространения постоянных издержек,
- сокращения капитальных и эксплуатационных расходов,
- объединения покупательной способности.
Экономическая ценность глобального масштаба может быть существенной при обслуживании глобальных клиентов посредством предоставления скоординированных услуг и возможности использования расширенного влияния компании на рынке.
3. Знания
Зарубежные операции могут быть источником знаний. Некоторые национальные знания актуальны для многих стран и, при эффективном использовании, могут принести существенную стратегическую пользу глобальному предприятию:
- ускорение внедрения товарных и технологических инноваций;
- снижение стоимости инноваций;
- снижение риска конкурентного преимущественного права.
Например, совместный процесс между индийскими и американскими инженерами для разработки своих самых передовых чипов; коллаборация американских сотрудников, японского филиала и брюссельской компании для разработки очищающих средств, активное сотрудничество бразильских и российских компаний.
Большинство компаний используют малую часть всего потенциала для реализации экономической ценности, присущей трансграничной передаче и использованию знаний. Значительные географические, культурные и языковые расстояния часто разделяют дочерние компании. Задача заключается в создании систематических и рутинных механизмов, которые позволят выявить возможности для передачи знаний.
Потребности и предпочтения клиентов.
Когда клиенты начинают глобализацию, компании остается следовать своей бизнес-модели и адаптировать ее под них. Такие транснациональные корпорации, как Coca-Cola, настаивают на том, чтобы поставщики - от поставщиков сырья до рекламных агентств и персонала - стали более глобальными в своем подходе и были готовы обслуживать их, когда и где это необходимо. Люди не отличаются друг от друга - путешественники настаивают на постоянном обслуживании по всему миру от авиакомпаний, гостиничных сетей, компаний, выпускающих кредитные карты, телевизионных новостей и других.
Конкуренция.
Конкуренция на ранних этапах глобализации может иметь преимущество первопроходца на развивающихся рынках, больше возможностей для достижения экономии масштаба и структуры, а также возможность перекрестного субсидирования конкурентных сражений, создавая тем самым большую угрозу на внутреннем рынке.
Мировой рынок пива оказывается хорошим примером того, что эти силы работают. За последнее десятилетие в пивоваренной отрасли произошла значительная консолидация, и эта тенденция продолжилась в течение 2019 года. По предварительным подсчетам, продажи пива 10 ведущими игроками в настоящее время составляют около 75% от общего объема продаж в мире по сравнению с менее чем 40% в начале столетия.
Еще одним ярким примером такого сейсмического сдвига в мировом бизнесе является китайский производитель компьютеров Lenovo. Он стал глобальным брендом в 2005 году, когда заплатил около 1,75 миллиарда долларов за персональные компьютеры одной из самых известных американских компаний IBM. Lenovo имела право использовать бренд IBM в течение 5 лет, но компания отказалась от него на 2 года раньше, чем планировалось, что подтверждалось ее уверенностью в собственной торговой марке. Он только что занял 499-е место в рейтинге Fortune 500, с мировыми доходами в $16,8 млрд. в прошлом году и перспективами роста, которым завидуют многие западные компании.
Вывод заключается в том, что этот новый этап "глобальности" создает огромные возможности, а также угрозы как для транснациональных корпораций развитого мира, так и для новых лидеров из развивающихся стран.
Тему глобализации рассматриваю также в предыдущей статье, оставляю ссылку: https://zen.yandex.ru/media/id/5db1616fe6e8ef00b18f4e2d/globalizaciia-za-ili-protiv-5dd2edccca2a7e43a17daa18