Собственный бизнес - это прекрасная возможность проявить свой управленческий талант, аналитику и возможность заработать. Существуют различные виды финансово-экономической деятельности, которые позволяют зарабатывать достойные деньги и чувствовать полную финансовую независимость. Но перед тем как бизнесмен достигнет определенного уровня, ему придется развивать свою предпринимательскую деятельность, вкладывать в нее значительные средства. И не всегда выбранная сфера деятельности оказывается рентабельной, даже несмотря на экономические прогнозы.
В этом плане бизнес по франшизе выглядит намного привлекательней и перспективней, поскольку не требует значительных вложений в рекламу и маркетинговые исследования.
В юридическом понимании франшиза означает передачу права пользования торговой маркой, брендом, названием компании. Насколько узнаваемый бренд, настолько и успешный ожидает предпринимателя. Франчайзер, собственник бизнеса, за определенную плату передает предпринимателю все, что связано с этой деятельностью – от технологий до контактов поставщиков и дистрибьютеров. Это удобно, так как под вывеской известного бренда работать удобно и комфортно.
По условиям договора, франчайзи выплачивает первоначальный взнос за право использовать наработки бренда, а в дальнейшем эта оплата становится регулярной и принимает форму роялти.
Сильные и слабые стороны франчайзинга
Как и любой вид финансово-хозяйственной деятельности, так и бизнес по франшизе, имеет свои плюсы и минусы, о которых должен знать предприниматель. Начать, пожалуй, надо с плюсов, так как они отражают перспективу и рентабельность.
- Открытость и простота системы. Бизнесмен за установленную плату получает готовый вид предпринимательской деятельности, и ему остается только умело воспользоваться открывающимися возможностями. Схемы поставок, продаж, маркетинга уже разработаны, и все это обеспечено массированной рекламной поддержкой. Бизнесмену надо только проявить свои организаторские способности и запустить франшизу на полную мощность.
- Известная торговая марка. Малоизвестные бренды в франчайзинге не принимают участие, так как это бесперспективно и бесполезно. Никто не будет покупать бренд в пользование, если он не узнаваем и не пользуется спросом. А вот «раскрученные» компании, известные качеством своей продукции, культурой обслуживания или другими положительными характеристиками, предоставляют компаньонам стать успешным за счет собственного имени. Как правило, в развитие таких брендов вложено немало сил и денежных средств, поэтому франчайзер хочет вернуть свои затраты.
- Всестороння поддержка бизнеса. В этом вопросе франчайзи всегда может рассчитывать на профессиональную помощь владельца торговой марки, который, предоставляет полную информацию по ведению дел или организации поставок. Франчайзи не надо «изобретать велосипед», а достаточно воспользоваться существующими схемами и наработками.
- Кредитные вопросы. Представителю известного бренда проще получить кредит, чем иным предпринимателям. В некоторых случаях собственники торговой марки выступают гарантами при оформлении кредитов на развитие бизнеса.
В тоже время, вместе с положительными сторонами, есть серьезные минусы, к примеру, отсутствие возможности сотрудничать с другими компаниями, не входящими в перечень контрагентов или поставщиков бренда.
Если у франчайзера дела идут хорошо, и на момент покупки франшизы ничего не изменилось, то у франчайзи все тоже будет в порядке. Но если «что-то пошло не так», и владелец бренд терпит убытки, то это сразу отразится на благосостоянии предпринимателя.
Бизнесмен должен выполнять все предусмотренные договором обязательства, в том числе и выплате установленной суммы (процентов) роялти.