Есть музеи, которые интереснее всего посещать с экскурсоводом. В их числе - Центральный музей железнодорожного транспорта на Садовой, 50.
Уникальная коллекция экспонатов впечатлит и в процессе самостоятельного осмотра, но, благодаря экскурсоводу, каждый предмет словно оживает и рассказывает о непростой истории развития железных дорог в России.
Бесплатные экскурсии в музее для сборных групп проводятся по выходным в 11.30, 14.00 и 16.00. Вам нужно только приобрести входной билет и оплатить съемку, если планируете фотографировать.
Мы были в музее в будний день во время осенних каникул, поэтому на экскурсию не попали. Но я знала, что ЦМЖТ участвует в фестивале "Детские дни в Петербурге", поэтому была уверена, что и без экскурсовода детям будет интересно.
У входа на экспозицию получили маршрутные листы, разработанные организаторами специально для юных посетителей музея, и вооружились карандашами.
Не заблудиться в море экспонатов и найти ответы на вопросы нам помогали волонтеры и Лев Понарошку - символ фестиваля "Детские дни в Петербурге".
О том, с чего началось строительство железных дорог в России, поговорили в первом зале. Узнали, как выглядели многоразовые латунные билеты Царскосельской железной дороги в 1837 году. На одноразовые бумажные их заменили только после 1860 года.
Рассматривая сувенирные платки и скатерти из шерсти, которые вручали первым пассажирам поезда "Санкт-Петербург-Москва", поговорили о пальце императора Николая I.
Его (палец) многие считали виновником появления изгиба железнодорожных путей, начинающегося у деревни Веребье в Новгородской области. Дескать, чертил император на карте линию от Москвы до Петербурга по линейке, карандаш наткнулся на палец, обвел его, а строители железной дороги не осмелились замечания делать. Так и проложили рельсы с изгибом.
На самом деле крюк длиной около пяти километров был сделан из-за сильного перепада высот на этом участке пути. Современные поезда, курсирующие между двух столиц, едут прямо. В 2000 году исторический изгиб спрямили.
Макет паровоза в разрезе помог представить, как происходил процесс запуска первых поездов: от угля в топке до вращения колес.
Внимательно изучив цветные вагоны и их интерьеры, мои дети пришли к выводу, что путешествовать в синих вагонах 1 класса было гораздо комфортнее, чем в зеленых 3 класса.
Мой разговор о том, что сегодня деления вагонов на классы не существует, прервал младший сын: "А как же СВ, купе и плацкарт, где и уровень комфорта разный и стоимость билетов отличается?". Отчасти он прав, тем не менее нужно понимать, что по уровню удобства вагоны разных классов до революции отличались гораздо сильнее, чем сейчас.
В коллекции музея есть макет вагона 4 класса сибирского типа. Такие вагоны были переоборудованы из товарных в пассажирские. Они предназначались для переселенцев - крестьян, которые по программе столыпинской реформы переселялись в Сибирь. Вагон был рассчитан на 32 человека, обогревался печкой, был оснащен спальными местами, туалетом, грузовыми отсеками для домашнего скарба.
В отдельном зале рассказывается о важной роли железнодорожников, которую они сыграли в годы Великой Отечественной войны.
А вот и железнодорожный башмак. О его назначении мои дети, конечно же, знали, но в руках его держали впервые. Поднять, оказалось, непросто.
От разнообразия вагонов, представленных в двух последних залах музея, кружится голова. Тут есть и привычные глазу пассажирские/товарные вагоны, и вагоны-ледники, и опытный образец двухэтажного пассажирского вагона с прозрачным куполом для обозрения местности. Жаль, что последний так и не запустили в производство. Я бы на таком прокатилась с удовольствием.
Уникальный 43-метровый макет электрифицированного участка пути, который размещен в последнем зале, - это не просто электричка, которую можно запустить по железнодорожным путям. С помощью него можно проследить, как работает дежурный по станции, разрешая или блокируя движение.
Макет занимает отдельный зал. За его запуском можно понаблюдать во время экскурсии.
Ну и напоследок ))))
После посещения Центрального музея железнодорожного транспорта рекомендую заглянуть в его филиал
Музей мостов в Мучном переулке, д. 2