Найти тему

Башмак и палец императора. О чем еще можно поговорить с детьми в железнодорожном музее?

Вход в Центральный музей железнодорожного транспорта РФ
Вход в Центральный музей железнодорожного транспорта РФ

Есть музеи, которые интереснее всего посещать с экскурсоводом. В их числе - Центральный музей железнодорожного транспорта на Садовой, 50.

Уникальная коллекция экспонатов впечатлит и в процессе самостоятельного осмотра, но, благодаря экскурсоводу, каждый предмет словно оживает и рассказывает о непростой истории развития железных дорог в России.

Один из залов музея, где рассказывает о строительстве первой железной дороги в России
Один из залов музея, где рассказывает о строительстве первой железной дороги в России
Бесплатные экскурсии в музее для сборных групп проводятся по выходным в 11.30, 14.00 и 16.00. Вам нужно только приобрести входной билет и оплатить съемку, если планируете фотографировать.

Мы были в музее в будний день во время осенних каникул, поэтому на экскурсию не попали. Но я знала, что ЦМЖТ участвует в фестивале "Детские дни в Петербурге", поэтому была уверена, что и без экскурсовода детям будет интересно.

Маршрутные листы, которые дети получают в музеях, участвующих в фестивале "Детские дни в Петербурге"
Маршрутные листы, которые дети получают в музеях, участвующих в фестивале "Детские дни в Петербурге"

У входа на экспозицию получили маршрутные листы, разработанные организаторами специально для юных посетителей музея, и вооружились карандашами.

Лев Понарошку помогает выполнять задания
Лев Понарошку помогает выполнять задания

Не заблудиться в море экспонатов и найти ответы на вопросы нам помогали волонтеры и Лев Понарошку - символ фестиваля "Детские дни в Петербурге".

О том, с чего началось строительство железных дорог в России, поговорили в первом зале. Узнали, как выглядели многоразовые латунные билеты Царскосельской железной дороги в 1837 году. На одноразовые бумажные их заменили только после 1860 года.

Железнодорожные билеты из латуни Царскосельской железной дороги
Железнодорожные билеты из латуни Царскосельской железной дороги

Рассматривая сувенирные платки и скатерти из шерсти, которые вручали первым пассажирам поезда "Санкт-Петербург-Москва", поговорили о пальце императора Николая I.

Шерстяная скатерть с картой железной дороги, которую дарили первым пассажирам, следующим по маршруту Санкт-Петербург-Москва
Шерстяная скатерть с картой железной дороги, которую дарили первым пассажирам, следующим по маршруту Санкт-Петербург-Москва

Его (палец) многие считали виновником появления изгиба железнодорожных путей, начинающегося у деревни Веребье в Новгородской области. Дескать, чертил император на карте линию от Москвы до Петербурга по линейке, карандаш наткнулся на палец, обвел его, а строители железной дороги не осмелились замечания делать. Так и проложили рельсы с изгибом.

На самом деле крюк длиной около пяти километров был сделан из-за сильного перепада высот на этом участке пути. Современные поезда, курсирующие между двух столиц, едут прямо. В 2000 году исторический изгиб спрямили.

Старинный паровоз
Старинный паровоз

Макет паровоза в разрезе помог представить, как происходил процесс запуска первых поездов: от угля в топке до вращения колес.

Зеленый вагон 3 класса
Зеленый вагон 3 класса

Внимательно изучив цветные вагоны и их интерьеры, мои дети пришли к выводу, что путешествовать в синих вагонах 1 класса было гораздо комфортнее, чем в зеленых 3 класса.

Интерьер вагона 1 класса
Интерьер вагона 1 класса

Мой разговор о том, что сегодня деления вагонов на классы не существует, прервал младший сын: "А как же СВ, купе и плацкарт, где и уровень комфорта разный и стоимость билетов отличается?". Отчасти он прав, тем не менее нужно понимать, что по уровню удобства вагоны разных классов до революции отличались гораздо сильнее, чем сейчас.

Интерьер вагона 1 класса
Интерьер вагона 1 класса

В коллекции музея есть макет вагона 4 класса сибирского типа. Такие вагоны были переоборудованы из товарных в пассажирские. Они предназначались для переселенцев - крестьян, которые по программе столыпинской реформы переселялись в Сибирь. Вагон был рассчитан на 32 человека, обогревался печкой, был оснащен спальными местами, туалетом, грузовыми отсеками для домашнего скарба.

Вагон сибирского типа для переселенцев
Вагон сибирского типа для переселенцев

В отдельном зале рассказывается о важной роли железнодорожников, которую они сыграли в годы Великой Отечественной войны.

Зал "Железнодорожники в Великой Отечественной войне"
Зал "Железнодорожники в Великой Отечественной войне"

А вот и железнодорожный башмак. О его назначении мои дети, конечно же, знали, но в руках его держали впервые. Поднять, оказалось, непросто.

Железнодорожный башмак
Железнодорожный башмак

От разнообразия вагонов, представленных в двух последних залах музея, кружится голова. Тут есть и привычные глазу пассажирские/товарные вагоны, и вагоны-ледники, и опытный образец двухэтажного пассажирского вагона с прозрачным куполом для обозрения местности. Жаль, что последний так и не запустили в производство. Я бы на таком прокатилась с удовольствием.

Вагон-ледник
Вагон-ледник
Двухэтажный пассажирский вагон с прозрачным куполом для обозрения местности
Двухэтажный пассажирский вагон с прозрачным куполом для обозрения местности

Уникальный 43-метровый макет электрифицированного участка пути, который размещен в последнем зале, - это не просто электричка, которую можно запустить по железнодорожным путям. С помощью него можно проследить, как работает дежурный по станции, разрешая или блокируя движение.

Макет электрифицированного участка пути
Макет электрифицированного участка пути

Макет занимает отдельный зал. За его запуском можно понаблюдать во время экскурсии.

Пульт управления
Пульт управления

Ну и напоследок ))))

-18
-19
После посещения Центрального музея железнодорожного транспорта рекомендую заглянуть в его филиал
Музей мостов в Мучном переулке, д. 2