- Распишитесь! Вот здесь, а не там. Вот в этой клеточке. Просто поставьте свою фамилию. Так.
Девушка придавила и покачала пресс-папье, потом, прищурившись, посмотрела на мою подпись и протянула бумажку:
- Счастливый вам путь!
- Надеюсь, - сказал я, - медведи меня не съедят?
- А вы не смейтесь. Этой зимой у нас тут в парке возле станции Иркутск-второй школьники убили рысь. Сначала думали - кошка. Только уж очень была велика. Побежали за ружьем, бахнули. И свалилась рысь. Самая настоящая. Зайдите в нашу железнодорожную школу. Там чучело выставлено.
Пока я складывал и прятал в карман бумажку, где значилось, что такому-то разрешается проезд от станции Иркутск до станции Слюдянка в кабине электровоза, девушка говорила:
- Что рысь! Вы будете проезжать места, где полным-полно диких кабанов, диких коз и медведей. Да, обратите внимание на станцию Андриановна. Вы попадете туда, когда ваш электровоз взберется на самый гребень горного хребта.
Дальше перевал идет вниз. Знаете, много десятков лет тому назад тут уже пытались проложить железную дорогу. Разведку трассы по тайге вел инженер Андрианов. И в этой высшей точке - на перевале - его задрал медведь.
- Насмерть?
- Да, - сказала девушка. - Тогда, при тогдашней технике, дорогу по горам проложить не смогли. Вы знаете, ее провели по берегу Байкала, прорыв в горах десятки тоннелей. А вот теперь, в девятьсот пятьдесят шестом году, вы будете одним из первых, кто проедет по новому высокогорному участку Восточно-Сибирской железной дороги. Впрочем, увидите сами. Счастливый вам путь.
Я попрощался и пошел на вокзал. Итак, передо мной было короткое, но очень интересное путешествие. За четыре часа мне предстояло проехать по одной из самых красивых железных дорог нашей страны, увидеть стройку Иркутской ГЭС и рядом районы, где буквально по дням растет новый алюминиевый гигант, величественный город, увидеть живописные места у станций Большой луг, Россоха, Подкаменная, Глубокая.
Поезд должен был подняться на гребень горной цепи к Андриановке, спуститься к станции Ангасолка и, наконец, подойти к Слюдянке, что лежит на берегу самого глубокого в мире озера Байкал.
Вокзал издавна одно из самых шумных мест на земле. Но Иркутский вокзал летом девятьсот пятьдесят шестого года представлял собой особое зрелище.
Молодые люди в пестрых клетчатых рубашках, которые принято у нас называть ковбойками, девушки в черных сатиновых шароварах, гремящие котелками и чайниками, смеющиеся, шумящие, поющие песни и даже танцующие в живом кружке товарищей, - вот какой была станция Иркутск летом пятьдесят шестого года.
Я подошел к группе молодых сибирских новоселов, которые окружили красавец электровоз. Серо-голубой, поблескивающий зеркальными окнами, точно очками, строгий, он казался очень серьёзным, как принято говорить, образованным.
Да, электровоз - умная машина и в отличие от паровоза настолько выгодная в работе, что, идя под уклон, она - эта машина , не только не потребляет электроэнергию, а, вырабатывая ее сама, возвращает в сеть, питая этой энергией другие поднимающиеся в гору электровозы.
Многое можно было бы рассказать об этой замечательной машине, пришедшей на смену старичкам паровичкам. Многое и хотелось узнать молодым людям, облепившим электровоз со всех сторон. Вопросы к машинисту так и сыпались справа и слева:
- Когда поедем?
- Какая будет дорогой самая большая высота над уровнем моря?
- Будем ли проезжать сквозь тучи?
- Сквозь тучи?! - машинист электровоза чуть усмехнулся. - Вряд ли. Хотя на станции Андриановка заберемся очень высоко. Там даже похолоднее будет, чем здесь, в Иркутске.
О тучах спрашивал паренек в кожаной куртке со змейкой. Чувствовалось, что ему очень хотелось, чтобы поезд мчался как вихрь по хребтам и сквозь ущелья, пронзая тучи и поднимаясь над облаками. Ответ машиниста, видимо, разочаровал его, но чем-то и заинтересовал, и парень крикнул куда-то в гущу своих попутчиков:
- Милка Андрианова, Милка, слышишь, мы будем в Андриановке.
Сквозь толпу ребят протиснулась девушка, которая, видимо, и была Милкой. У нее были большие ясные глаза, которые сейчас светились любопытством.
- Андриановка?! Интересно. А когда мы там будем?
- Скоро! - сказал машинист.
До отхода поезда в Слюдянку осталось всего шесть минут. Девушка в лыжном костюме, которую звали Милкой, задавала последние вопросы машинисту. Она спрашивала:
- Какую скорость может развить этот электровоз?
- Сто километров в час и больше, - ответил машинист.
- А подъемы?
- Подъемы электровозу не страшны.
- И Андриановский подъем не страшен? Машинист извиняюще улыбнулся и, не ответив на этот вопрос, ушел со своего балкончика в кабину...
Спасибо за просмотр, ставьте лайки и подписывайтесь на канал !)