Учительница литературы Вера Ивановна была для своего времени необычной учительницей. Она не ставила двоек, сквозь пальцы смотрела на пропуски уроков, обожала песни под гитару и руководила школьным драмкружком. Еще она писала стихи и рисовала картины. В школе она пропадала до позднего вечера, - жила одна, и дома ее ждала только кошка.
В драмкружке ребята занимались с удовольствием, Вера Ивановна сколотила настоящую театральную труппу. Сначала играли “Золушку”, “Три толстяка”, потом повзрослели, осмелели, захотелось чего-то серьезного, “настоящего”. Вера Ивановна оценила порыв, но действовать не спешила.
Среди прочих девчонок, которые, как в любом театральном кружке, составляли большинство, она приметила одну тоненькую девочку, которую звали Юля. Девочка не выделялась красотой, да и вообще ничем не выделялась, играла в сказках злых сестер, и эти роли ей не шли. Юля дружила с мальчиком по имени Виталик. Они приходили в кружок вместе и уходили вместе, и даже во время репетиций всегда находились рядом. Виталик тоже играл роли второстепенных злодеев и на большее не надеялся.
Вера Ивановна часто забывала их имена и называла “наша юная пара”. А однажды, став случайным свидетелем их спора, она вдруг услышала, как тихая Юля что-то с жаром доказывала своему другу. Столько в ее словах было силы и огня, что Вера Ивановна поразилась.
- Ты настоящая Джульетта! - сказала она раскрасневшейся от смущения девочке. Тут же предложила поставить спектакль “Ромео и Джульетта” и сама удивилась своей смелости. Пока читали вслух пьесу и распределяли роли, Юля часто ловила на себе пристальный взгляд Веры Ивановны. Та прикидывала: сможет ли?
А вот Виталик оказался вообще не пригоден для роли Ромео. У него была смуглая кожа и курчавые волосы, и похож он был скорее на Отелло. Роль Ромео пришлось поручить другому мальчику, Сереже. Сережа бессменно играл роли Ивана-дурачка и вообще был клоун и задира.
Почти три месяца шли репетиции. По вечерам ребята мастерили дома костюмы по эскизам Веры Ивановны, делали шпаги, перья и тому подобный реквизит. Из Юли Вера Ивановна намеревалась создать настоящую Джульетту. Занималась с ней вечерами дома, заставляла раз за разом повторять один и тот же текст, учила двигаться. И Юля тоже заразилась от нее этим образом.
- Моя любовь без дна, а доброта -
Как ширь морская. Чем я больше трачу,
Тем становлюсь безбрежней и богаче.
Вера Ивановна задумчиво смотрела на худенькую девочку в длинном голубом платье, перешитом из старой шелковой занавески, и чему-то грустно улыбалась. Наверное, вспоминала свою студенческую юность. Или первую любовь.
Премьера имела ошеломляющий успех. Потом “Ромео и Джульетту” сыграли в городском дворце культуры, потом еще в нескольких соседних школах. У школьного спектакля короткий век, его ведь нельзя играть каждый день.
Вере Ивановне бросать свое детище было очень жаль. И она решила, что ее Джульетта должна сохраниться навечно, такой же юной, какой была девочка Юля.
- Я нарисую твой портрет! - решила Вера Ивановна.
Две недели она рисовала масляными красками эту картину, и Юля терпеливо ей позировала. Когда Вера Ивановна разрешала Юле посмотреть на портрет, та каждый раз изумлялась:
- Разве я такая красивая? Ведь совсем не похожа!
- Похожа, успокойся, - отвечала Вера Ивановна, - Ты именно такая. Я тебя такой вижу...
Смотрела с портрета юная прекрасная Джульетта. Конечно, она была очень похожа на Юлю. Только куда девались рыжие вихры, неумело упрятанные под старинную сеточку? Золотые локоны перевиты жемчугом, роскошная парча переливается в складках голубого платья. Огромные глаза излучают свет, губы полуоткрыты - сейчас заговорит. Девушка подалась вперед, легко опершись на перильца балкона, увитые плющом.
- Юлька, в тебе гибнет великая актриса! - заявил драматическим тоном Сережа-Ромео. Но никто не воспринял это как шутку.
Вскоре портрет был закончен, и его увидела вся школа. Вера Ивановна еще нарисовала парный к нему портрет Ромео, и, может быть, по мнению некоторых, он лучше удался, но Джульетта все равно для всех осталась на первом месте. Все, конечно, сравнивали ее с Юлей. Одни говорили, что Юля похожа на портрет, другие, - что не похожа.
- Надо не чтоб была похожа, а чтоб было красиво! - просвещала Юля профанов.
Потом обе картины отдали на выставку в городской дворец культуры. Вера Ивановна вместе с ребятами играли еще много разных спектаклей, и у Юли было много замечательных ролей. Однажды, год спустя, они с Виталиком бродили по выставке во дворце культуры и остановились перед портретом Джульетты.
- Когда я вырасту, - сказала Юля, - даже, если я буду жить в другом городе, я вернусь сюда и выкуплю этот портрет, сколько бы он ни стоил.
Все это было много лет назад. Юля давно уже стала взрослой и уехала из того города. Сейчас она живет недалеко от меня. Что стало с Верой Ивановной и где сейчас тот портрет, она не знает. Но, думаю, что если она захочет их найти, я ей с радостью помогу.