В бесконечном стремлении создать лучшую, самую легкую, самую сильную обувь для спортсменов, которые преодолевают пределы человеческих возможностей, Nike разработала обувь, которая помогала бы смягчить давление жесткого приземления спортсменов баскетболистов на баскетбольную площадку, а также нашла способ сэкономить вес. Что может быть легче воздуха?
По словам дизайнера Дуэйна Эдвардса "Это было так ново и круто. Это символизировало что-то значимое в истории дизайна обуви". В этом помог пластик.
Во всем мире в 2018 году было произведено более 24 миллиардов пар обуви, причем более двух миллиардов пар было продано только в США. Это больше, чем семь пар на человека в год.
Большинство из этих ботинок частично или во многих случаях полностью изготовлены из пластика и пластмассовых материалов, от мягких подошв до заостренных каблуков, до вязаных полиэфирных верхушек до хрупких отверстий для ушек.
Из - за конструкции данной обуви, из - за компонентов, с помощью которых она сшита, склеена и отлита в форму - обувь почти непригодна для длительного использования.
Так что наши ноги - это всего лишь короткая остановка в их долгой, долгой жизни, прежде чем они накопятся на свалках и поплывут вниз по водным путям, часто живя как зомби в течение сотен лет.
Тем не менее, первые волнения обувной революции подстегивают промышленность для поискать способов, которыми она может произвести лучшую, более носкую для нас обувь.
Но чтобы понять, насколько велика эта проблема, мы должны понять, как мы оказались в мире, где большая часть обуви - это мягкая, вязкая смесь пластмасс для отдыха, для спорта.
До середины 1800-х годов обувь изготавливали из материалов, найденных в природе. Дерево для каблуков. Дубленая кожа для верха и ремешков. Подошвы были резиновые, или пробковые, или иногда вырезанные куски дерева, чтобы поддерживать ногу.
Но меняющаяся культура и материаловедение пришли за обувью, как и за всем остальным. В конце 1800-х годов фабричный труд стал доминирующим типом работы в Европе и США.
Один раз в год, обычно летом, заводы должны были закрываться для ремонта, выпуская поток рабочих в мир, многие из которых стекались к морю. Это был первый проблеск современного "отпуска", нового вида досуга, который требовал нового набора аксессуаров.
Вместо рабочих ботинок, отдыхающие хотели легкие ботинки, которые могли бы выдержать сырость пляжа. Примерно в это же время развивалась спортивная и досуговая культура.
Игроки в крокет в Англии хотели, чтобы липкие подошвы делали их устойчивее, когда они находились на поле. Игрокам в большой теннис требовалась обувь, которая не скользила бы по коротко остриженному газону.
Решение было найдено. Резина!
В середине 1800—х годов был изобретен новый химический процесс, который поддерживал резину стабильной при теплых температурах, называемый “вулканизацией”. Этот стабильный резиновый материал быстро проникал в шины, как уплотнения на паровых двигателях, и на подошвы обуви для спортсменов и отдыхающих того времени.
"Самым значительным достижением в области технологии обуви в прошлом веке была вулканизированная резина", - сказал Николас Смит, автор книги Kicks, посвященной культурной истории кроссовок.
Первоначальная вулканизированная резина не была тем, что мы сейчас представляем пластиком. Но к середине 20 -го века “натуральные” резиновые изделия были заменены почти оптом синтетическими каучуками, близким родственником материалов, известных нам как пластмассы.
Сегодня, по данным Американского химического общества, около 70 процентов всей резины, используемой в производстве, является синтетической.
С появлением резины и свободного времени, а вместе с ним и таких видов спорта, как бег и баскетбол, раздался крик спортсменов и дизайнеров обуви о необходимости большей амортизации, большей пружинистости, большей поддержки, меньшей растяжки.
В первые несколько десятилетий 1900-х годов рынок спортивной обуви взорвался, и дизайн умножился. Обувь для фантазий и моды.
"Мода - это вещь, которая часто приводит к инновациям. Это продукт желания и дизайна", - говорит Элизабет Семмельхак, куратор Музея обуви Bata в Торонто. Возможности этого нового материала для усиления дизайна подтолкнули моду вперед, и наоборот. ”
По мере того, как в начале 20-го века подол поднимался, обувь, которая часто была скрыта под длинными юбками, стала частью визуального языка женской моды.
В 1920-е годы вкусы эпохи джаза к украшению и блеску были пластмассами, от Т-образных ремней, покрытых поддельными кристаллами (сами часто сделанные из пластика) до ультра-блестящей целлулоидной отделки на вечерних туфлях.
Одновременно женщины начали массово входить в американскую рабочую силу, и это движение только усилилось во время войны и после нее.
“Это были действительно интересные культурные моменты, когда женщины начинали зарабатывать свои собственные деньги и покупать больше одежды и становиться более осведомленными о тенденциях”, - говорит Мари Бреннан, историк дизайна в Норвичском университете и сапожник.
Разнообразие и само количество обуви, покупаемой для моды, а не с чисто практическими целями, росло. Пластмассы облегчали и удешевляли заполнение этого нового рынка.
Ко Второй мировой войне высокие каблуки приобрели сильную символическую силу. Американские солдаты, служившие за границей, цеплялись за каблуки в знак идеализированной женственности, развешивая плакаты с изображениями девушек на высоченных каблуках и рисуя женщин на шпильках по бокам своих истребителей.