Найти тему
I AM – HARD

СОРЕВНОВАНИЯ СПЕЦНАЗА

Давно хотел рассказать вам о соревнованиях групп специального назначения. Таких соревнований в нашей стране и за её пределами проводится множество, и все имеют свою специфику. Соревнования – важное событие для любого силового ведомства: это шанс себя показать и на других посмотреть, удобный случай продемонстрировать свою квалификацию, возможность поддержать престиж страны в случае, если эти соревнования международные. 

В общем, решил я рассказать, как все происходит, но писать мне ничего не пришлось, поскольку совсем недавно участвовал в разработке подобной сцены для книги «Лекарство от ненависти». Соревнования мы с автором изобразили максимально реалистично, поэтому я решил не писать ничего заново, а просто привести фрагмент из рассказа. Возможно, читать об этом в художественном исполнении будет даже интереснее, чем в виде статьи. Фрагмент привожу в несколько урезанном виде: всё-таки я ставлю цель не знакомить вас с приключениями героев книги, а рассказать, как проходят соревнования. 

*** 

Утро началось с общего построения и поднятия российского флага: честь поднять его заслужила команда, победившая на прошлых соревнованиях. Затем команды разошлись: одни отправились на первый этап, другие в это время усиленно готовились. 

Настрой у ребят был хороший, это можно было прочитать на их лицах – бойцы излучали позитив. Через какое-то время к команде присоединился Снег, который по заданию Царя ходил посмотреть, как справляются с заданиями другие команды. Правилами это не запрещалось, а наблюдая за командой соперников, можно было подметить весьма полезные хитрости. 

– Ну как? – спросил Царь. 

– Есть кое-что, – ответил тот. – На второй точке сейчас команда Росгвардии. Я интересный момент видел: там, короче, колесо нужно было перенести, у них боец сообразительный попался – прыгнул внутрь, обхватил его с двух сторон и побежал прямо в нём. Кучу времени сэкономил, переворачивать его долго, а просто поднять – хрен поднимешь. 

– Все слышали? – спросил Царь у своей команды. 

Бойцы дружно закивали. 

Первым этапом для команды ФСБ были упражнения по стрельбе – освобождение заложников из макета жилого дома. По условиям задания, штурм «здания» должен был начаться после того, как снайпер уничтожит цель, которую требовалось распознать по заранее показанной фотографии: мелькающие бумажные мишени изображали террористов и заложников, картинки отличало лишь наличие или отсутствие оружия. 

Мишени были поделены на три зоны. Выстрелом в шею Фламинго поразила свою цель, набрав максимальное количество баллов. Мишень, изображавшую террористку-смертницу с пистолетом, пронзила пуля в зону смертельного ранения. Сразу же за выстрелом последовал штурм. Группа двинулась к зданию вдоль стены. Бойцы следовали друг за другом короткими перебежками на расстоянии нескольких метров. Замыкавший группу Снег изображал прикрытие огнём, стреляя по выдвинувшимся мишеням, в то время как остальные добрались до дверей. Теперь уже группа осуществляла прикрытие, давая Снегу подтянуться к позиции. Восток забросил в дверь два муляжа гранаты. Выждав несколько секунд, бойцы ворвались в помещение. Восток и Трактор заняли позиции у стен, прикрывая продвижение группы внутрь. За штурмом внимательно следили инструкторы. 

Поражать мишени требовалось очень аккуратно и точно: за убитого «заложника» начислялись штрафные секунды, которые в конце упражнения напрямую влияли на результат. Каждого «преступника» бойцы поражали двумя выстрелами. Но даже при очень точной стрельбе они не были до конца уверены, что им не начислят лишние секунды, потому что схлопотать штраф можно было за многие действия: за попадание в зону лёгкого ранения, а не смертельного, за нарушение безопасного угла среза ствола. Также карались штрафом заступ из зоны порта и палец на спусковом крючке вне зоны порта – небольшого квадрата, обведённого красной линией, из которого следовало вести огонь. 

Царь вовремя заметил, что прямо за изображением террориста стоит ещё одна мишень, наклонился вбок и выстрелил, выбрав безопасный угол: стоявшая сзади картонка с фотографией не пострадала. 

Закончив упражнение, группа подбежала к судьям, чтобы зафиксировать время. Вбежавший последним Буран остановил секундомер. 

– Ребята, время у нас хорошее – есть все шансы! Давайте, соберитесь! – вдохновлял Царь. 

Всего лишь несколько минут спецназовцам было дано на подготовку к следующему упражнению. Специальная полоса препятствий представляла собой комплекс упражнений по преодолению сложных преград. Это был этап соревнований, рассчитанный на силу, ловкость и быстроту. 

Стену из колес преодолевали по двое: первыми полезли Царь и Фламинго, затем Трактор и Восток, а уже за ними следовали Буран и Снег. 

Когда бойцы подбежали к отвесной «стенке», Буран присел, подставляя ребятам плечо. Наступив на него, Царь схватился за край «тренажёра» и перепрыгнул на другую сторону. Затем последовали Трактор, Восток и Фламинго. Шедший последним Снег остался на стенке. Буран схватился за протянутую им руку, подтянулся и перемахнул препятствие вслед за товарищами. 

Лабиринт, преграды, канаты, лазы – проходя все эти препятствия, группа не забывала о времени, а Царь то и дело подгонял своих бойцов. Затруднение возникло, когда пришлось переносить тяжести: ящики имели очень большой вес, и нести их с трудом могли двое мужчин. Царь быстро сообразил поставить Фламинго в пару с мощным Снегом. 

Когда «аттракционы» были пройдены, все облегчённо вздохнули: этот этап соревнований был одним из самых травмоопасных, и то, что группа преодолела его без потерь, было большой удачей и результатом постоянных тренировок. Полковник Иванов и вся группа были очень довольны результатами первого дня соревнований. Оставалось продержаться и не сбавить темп: по итогам несколько команд шли вплотную и каждая намеревалась бороться за победу. 

С раннего утра начался завершающий этап соревнований – прыжки групп с парашютом с минимальной высоты, затем двадцатикилометровый марш-бросок по пересечённой местности. 

– Ребята, нужно поднажать! – сказал Царь, когда группа собралась после прыжка с парашютом. – Мы на некоторых испытаниях победили армейцев только потому, что были «на своём поле», как говорится. Им не нужно думать о том, чтобы не попасть в заложников, у них ставится задача на уничтожение противника, и в этих упражнениях мы их обошли, но тут начинается их территория. Так что – бегом! 

Группа двигалась быстро и бесшумно. Начавшийся противный моросящий дождь добавил бойцам новых ощущений. Марш-бросок с элементами военной топографии отличался от простого спортивного соревнования: бежать приходилось с тяжелым рюкзаком и оружием, что делало этот этап сложным и изнуряющим. Соревновались команды не просто на скорость – по полученной заранее карточке с десятью координатами требовалось найти контрольные слова, написанные на листах бумаги и спрятанные среди деревьев. 

Царь сверился с GPS-навигатором и отдал команду: 

– Мы на точке три! Ищем! 

Бойцы начали поиски в радиусе тридцати метров. 

Через несколько минут раздался голос Снега: 

– Нашёл! 

Он указал подбежавшим товарищам на прикреплённый скотчем лист бумаги, который был спрятан в листве дерева и не был виден со стороны их приближения. 

– Скала, – прочитал вслух Буран. 

Оставалось найти ещё семь слов, и команда поспешила к следующей точке. Спустя некоторое время на горизонте показалась речка. 

– Привал пять минут, – сказал Царь. 

Все бойцы остановились и опустились на траву. 

Снег что-то перекладывал в рюкзаке. Восток и Трактор, отойдя на пару шагов и отвернувшись, справляли нужду. Фламинго принялась перешнуровывать ботинок, который доставлял неудобства. Пять минут пролетели необычайно быстро, но более долгий привал делать было невыгодно во всех смыслах: терялось не только время, но и собранность – после более длительного отдыха было тяжелее снова войти в нужный ритм. 

– Подъем! – скомандовал Царь и двинулся вперёд. 

Бойцы в быстром темпе преодолели несколько километров. Теперь им предстояло продемонстрировать свои навыки в минно-подрывном деле: требовалось найти цель и подорвать её. Целью были связанные вместе кучки столбов, имитирующие опоры небольшого деревянного моста. Трактор, Снег, Буран и Царь принялись минировать «опоры». Заряд ребята рассчитали правильно, установили и взорвали тоже грамотно и быстро. 

Отыскав десять контрольных слов, группа, по условиям, должна была изобразить отход в точку эвакуации, которая в реальности являлась финишем. До точки предстояло бежать, имитируя стремительное отступление. Уставшие бойцы знали, что нужно сделать последний рывок, и мысль о том, что по итогам предыдущих дней у них были неплохие шансы на победу, придавала им сил. 

По итогу соревнований лучший результат показали всё-таки бойцы из ГУ ГШ*. На последнем этапе, как и полагал Царь, они смогли отыграть то лишнее время, которое им было начислено за выполнение некоторых упражнений. Второе место заняла группа ФСБ. Полковник Иванов сердечно хвалил ребят, он искренне считал, что второе место – весьма почётное, и то, что его команда смогла вырваться в первую тройку, его невероятно радовало. 

Ближе к вечеру все команды начали возвращаться в места постоянной дислокации. Группы ФСБ и ГУ ГШ ждали приказа выдвигаться и с интересом общались: несколько дней соревнований оставили у бойцов яркие впечатления. Бойцы охотно шутили и рассказывали, в какие передряги они попадали на предыдущих соревнованиях. 

– Когда я в другом подразделении служил, у нас случай был, – принялся рассказывать Снег. – На одном из этапов нужно было гранаты бросать в стоящие по углам помещения бочки. Четыре бочки, пять гранат – одна запасная. Боец говорит: «Давайте бросать я буду». А я ему: «У тебя руки из задницы! Давай я!» Тот ни в какую: «Нет, я лучше брошу». Ну я в итоге согласился. В общем, втроём заходим в штурмовой домик: щитовой открывает дверь, второй номер держит на контроле опасное направление, а третий, стоя за первыми двумя и щитом, из неудобного положения бросает гранату – точно в бочку. И так четыре раза. Боец сработал реально классно. Я довольный, думаю, зря на пацана наговаривал! Давай его хвалить, а тут подходит инструктор: «Запасную гранату давай!», а гранаты-то и нету! Кинулись искать – оказалось, на полу валяется. Выронил он её, в общем. Ну сами понимаете, какой за это штраф… так что «руки из задницы» – это не метафора, это – диагноз. 

Бойцы рассмеялись. 

– Ясень, собирай группу! – крикнул командиру команды ГУ ГШ появившийся возле машины подполковник. – Мы готовы выдвигаться. 

– Ладно, братишки, нам пора! Приятно было пообщаться, – сказал тот за всех. 

Две команды пожелали друг другу удачи и принялись расходиться. 

*ГРУ – Главное разведывательное управление, в 2010 году было переименовано в ГУ ГШ ВС РФ – Главное управление Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации.