Найти тему
Шедевры вне времени

Спроси саму жизнь: работа, природа и повседневность в картинах Порнчая Джаймы

Порнчай Джайма вырос в сельской местности на севере Таиланда, где переплетались деревенская жизнь, работа и поклонение. Его родители были резчиками по дереву в местном буддийском храме, где в возрасте 10 лет он начал изучать традиционные буддийские священные писания. Поступив в шестой класс в возрасте 12 лет, Джайма стал буддийским послушником на три года обучения и медитации.

После окончания средней школы он учился в местном колледже изобразительных искусств в Чиангмае и начал рисовать фрески. Вдохновленный встречей с художником Чалермчай, он продолжил учебу в Университете Сильпакорна. Перед сдачей вступительного экзамена Джайма поклялся Крубе Шривичай, буддийскому святому северного Таиланда, что если он сдаст вступительный экзамен, то вернется домой для строительства храмов.

В университете он начал рисовать в традиционном тайском стиле северной фрески, уделяя особое внимание работе, отдыху и обычаям повседневной деревенской жизни на севере Таиланда. Порнчай Джайма выставлял свои работы в Соединенных Штатах, Франции, Китае и Японии. Он получил множество наград, в том числе престижную премию Silpathorn Award в области визуальных искусств.

Он регулярно пишет фрески для храмов и строит медитационный центр, который он будет украшать собственным искусством для общины. Выставка Integrated Farming, представленная на обложке популярного журнала, демонстрирует пышную тропическую обстановку. Красочно одетые сельчане появляются в усадьбе, где есть место как для сельскохозяйственного производства, так и для семейного общения.

Кувшины, миски и чашки закрывают стол. Женщина несет корзину с манго, на нижней крыше сушатся плоские корзины с перцем. С угла павильона свисают бананы, папайя и манго пестрят золотым и зеленым. Полки и столы покрыты разложенной едой. Пока один человек с увлечением обжаривает клейкий рис, два мальчика играют во всадников на "лошадях" из банановых листьев и здороваются с деревенской собакой. Девочка играет с ходячей игрушкой из кокосовых скорлупок. Две пальмы, нагруженные орехами, привлекают внимание зрителя своими вершинами, где буйство форм и текстур раскрывается, как фейерверк. Ветхие истоптанные дорожки ведут к хижине, видимой сквозь деревья.

Рисовые плантации, мелькающие в верхней части картины, показывают, что усадьба более обширна, чем казалось на первый взгляд. Инструменты, используемые для ведения сельского хозяйства, сбора урожая и уборки поля, стоят без дела, так как селяне заняты приготовлением пищи и наслаждаются трапезой собственного приготовления.

Преобладающими цветами являются различные оттенки зеленого, золотого и коричневого. В этой картине Джайма очень мало использует голубого цвета, то есть, по его замыслу не видно неба.

-2

В соответствии с традиционной живописной техникой двухмерного изображения, практически отсутствуют тени или отражения, они есть только у уток на бледно-голубой серой воде. Стая птиц налетает на середину картины, исчезая в гнездах, сотканных из сухих листьев.

В этой идиллической сцене повседневной жизни Джайма уделяет особое внимание деталям.

"В буддийском искусстве в дальневосточных странах акцент часто делается на богатом саду этого прекрасного мира, где комфортные вещи на его месте могут быть признаны божественными в их самих своеобразиях".
Джозеф Кэмпбелл

В этом несколько утопическом изображении традиционной сельской жизни интеграция сельского хозяйства и аквакультуры предлагает экономически и экологически жизнеспособные средства к существованию.

Фруктовые деревья, скот, овощи, рис, рыба и вода обеспечивают жизнедеятельность людей. Различные компоненты этой системы смешанного земледелия, в свою очередь, поддерживают друг друга. Домашняя птица питается насекомыми, падающими фруктами, сорняками и вносит удобрения в почву. Рыба питается растительными веществами и помогает удобрять рисовые поля. Бамбук и другие деревья обеспечивают топливом, материалами, кровом и инструментами.

Люди в сельской местности жили в непосредственной близости от домашних и диких животных на протяжении тысячелетий. В этих самодостаточных деревнях живут целые поколения людей, но они могут быть подвержены опасности из-за изменений климата или другим угрозам.

Спрос на древесину и лесоматериалы, землю для сельскохозяйственных и жилых помещений, а также минеральные ресурсы и другие природные ресурсы угрожает экосистемам во всей Юго-Восточной Азии, что также повышает потенциальную подверженность возникающим патогенным организмам.

Многие новые заболевания человека, а также домашних и диких животных могут заразить хозяев. В то время как монокультуры и современные агропромышленные методы ведения сельского хозяйства вызывают обеспокоенность в связи с возникающими инфекционными заболеваниями, отдаленные и сельские деревни, где смешанное земледелие обеспечивает существование людей, могут стать рассадниками для новых микробов и патогенов.

Можно надеяться, что прекрасные картины Джаймы о сельской жизни Таиланда когда-нибудь станут не просто ретроспективой, которая покажет нам утраченный традиционный образ жизни, а напротив, вдохновит многих людей на сотрудничество с целью сохранения экосистем, природных ресурсов и гармоничного сельского уклада, к которому люди привыкли за сотни лет жизни на этих щедрых землях.