Найти тему
В тренде экономики

Влияние искусственного интеллекта на работу

Технологические изменения являются ключевым фактором экономического роста. Однако изобретение, распространение и эффективное использование новых технологий, вероятно, будут зависеть от других факторов, включая экономические условия, институты и социальные условия.

https://pixabay.com/ru/illustrations/%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D0%B8%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BD-%D0%BA%D0%B8%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%B3-%D0%BA%D0%B8%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0-1536624/
https://pixabay.com/ru/illustrations/%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D0%B8%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BD-%D0%BA%D0%B8%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%B3-%D0%BA%D0%B8%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0-1536624/

Например, внедрение трудосберегающих технологий в первую промышленную революцию, возможно, было обусловлено специфическими экономическими условиями 18 века.

Более того, социологические исследования показали, что модели организации труда в разных странах различаются даже между учреждениями, использующими очень похожие технологии.

Воздействие существующих технологий

Широко признается, что первая промышленная революция в конечном итоге привела к повышению уровня жизни в обществе, в частности, рабочего класса, однако есть основания полагать, что для реализации этих улучшений потребовалось некоторое время.

В контексте первой промышленной революции технологические изменения были также связаны с изменениями в характере труда: механизация текстильного производства подразумевала переход от ремесленных мастерских к фабрикам, от сельской к городской местности, и от самостоятельной работы, часто замедляющей простой на сельских работах к постоянной, предсказуемой работе в иерархической структуре.

Недавняя автоматизация, как представляется, не привела к общему снижению уровня занятости, но привела к снижению доходов малообразованных работников, занятых в производственном секторе.

Потери рабочих мест в обрабатывающей промышленности обычно компенсируются за счет увеличения занятости в сфере услуг, что ведет к стабильному или растущему общему уровню занятости.

Неясно, скрывают ли совокупные цифры потери рабочих мест по конкретным демографическим параметрам и как новые рабочие места в сфере услуг по сравнению с рабочими местами в обрабатывающей промышленности с точки зрения возможностей для прогресса, безопасности, качества рабочей среды.

Теоретические экономические модели

Основной вывод: Ряд факторов может компенсировать начальное снижение спроса на рабочую силу за счет автоматизации.
По мере того, как автоматизация повышает производительность, ведет к улучшению или удешевлению продукции, растущий потребительский спрос, увеличение инвестиций и инноваций могут привести к росту спроса на рабочую силу.

https://pixabay.com/ru/illustrations/%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D0%B8%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BD-%D0%BA%D0%B8%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%B3-%D0%BA%D0%B8%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0-1538718/
https://pixabay.com/ru/illustrations/%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D0%B8%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BD-%D0%BA%D0%B8%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%B3-%D0%BA%D0%B8%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0-1538718/

В краткосрочной перспективе неясно, будет ли достаточным компенсирующее воздействие для компенсации потенциальных потерь рабочих мест в результате автоматизации. Даже если это так, переходный период может быть непростым. Но новые рабочие места могут быть созданы, в принципе, в тех же отраслях промышленности, где происходит автоматизация.

В долгосрочной перспективе, по мере реорганизации производственных процессов, ожидается усиление компенсационных эффектов и полная компенсация первоначального снижения объемов работ, требуемых предприятиями, внедрившими искусственный интеллект для автоматизации производства.

Однако работники, которые были перемещены напрямую, могут столкнуться с падением своих доходов по сравнению с другими работниками и, возможно, в абсолютном выражении. Это усилило бы неравенство, если бы перемещенная группа состояла в основном из малоимущих.

Конкурентоспособность товарных рынков и рынков труда имеет важное значение для достижения лучших результатов для работников. Предполагается, что товарный рынок и рынок труда являются конкурентоспособными, т.е. потребители могут выбирать между различными товарами, а работники могут выбирать между разными работодателями.

Это не всегда так, как это признается в некоторых публикациях. В частности, отсутствие конкуренции на рынках труда означало бы, что производительность труда, получаемая за счет автоматизации, перетекает не в более высокую заработную плату, а в более высокую прибыль.

Существует некоторая обеспокоенность тем, что цифровые технологии могут позволить крупным компаниям увеличивать и сохранять свою рыночную власть. В настоящее время проводятся исследования по этому вопросу, однако имеющиеся данные все еще ограничены.

Эти модели предполагают, что автоматизация может повысить уровень жизни для всех, но это не обязательно так. В краткосрочной и даже в долгосрочной перспективе, неравенство может увеличиться, поскольку одни работники получают больше выгоды, чем другие. Это отход от предыдущей экономической теории, в которой технологический прогресс, как правило, приносил пользу всем трудящимся при широком наборе условий.

Следует отметить, что природа этих моделей заключается в рассмотрении эффектов автоматизации второго порядка, обусловленных изменениями цен, но не в рассмотрении возможных социальных или институциональных изменений и их возможного влияния на экономические результаты.

Доказательства принятия ИИ

Было выявлено ограниченное количество данных о внедрении и распространении ИИ, хотя было отмечено, что ни ИИ, ни другие формы цифровых технологий, как представляется, не привели в последние годы к значительному повышению производительности.

https://pixabay.com/ru/illustrations/%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D1%8B-%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%82-%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA-%D0%B1%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9-1571852/
https://pixabay.com/ru/illustrations/%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D1%8B-%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%82-%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA-%D0%B1%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9-1571852/

Тем не менее, опросы лидеров бизнеса и прогнозы учитывают следующие факторы, способствующие переходу бизнеса на искусственный интеллект:

  • Прибыльность инвестиций в искусственный интеллект: техническое обоснование будет необходимым условием, но искусственный интеллект будет принят только тогда, когда ожидаемые доходы будут превышать затраты, связанные с внедрением;
  • Способность реорганизовывать организации и процессы таким образом, чтобы использовать преимущества новых технологий;
  • Регулирующие факторы и ограничения: принятие ИУ таким образом, чтобы обеспечить соблюдение соответствующих правил, может оказаться невозможным; наоборот, регулирование может способствовать принятию, например, путем установления необходимых стандартов;
  • Отношения и предпочтения общества по отношению к роли машин. Во многих ситуациях людям может потребоваться взаимодействие с человеком, даже если доступна более дешевая автоматизированная альтернатива. Это может иметь место, например, в случае работы в области здравоохранения и социального обеспечения.

Роль социальных факторов, влияющих на развитие и внедрение искусственного интеллекта, рассматривается в меньшей степени по сравнению с факторами, стимулирующими внедрение ИО в бизнесе.

Однако выводы социологических исследований предостерегают от рассмотрения технологии в качестве автономной движущей силы экономических и социальных изменений.

Исследования технологических разработок показывают, что социальные и технические факторы тесно взаимосвязаны. Например, выбор конкретных технических решений зависит от того, будут ли эти решения приняты соответствующими социальными группами.