Почему так трудно рисовать складки на ткани?
Обычно при изображении натюрморта мы уделяем им мало внимания. Как правило, это фон для предметов, и кажется, что достаточно более или менее убедительно изобразить чередование света и тени.
Но вот если специально поставить себе задачу нарисовать драпировку со складками, чтобы прочитывался объем, форма и получилось похоже на натуру - то тут мы сталкиваемся с серьезными трудностями.
По сложности пропорций свободно висящий кусок ткани со складками сопоставим с человеческим лицом: каждый раз это новые, индивидуальные черты. И нужно иметь развитое чувство пропорций и хороший глазомер, чтобы точно передать все изломы - каждый на своем месте. (Здесь может прийти на помощь давно заброшенное визирование натуры - измерение и сравнение размеров участков натуры с помощью карандаша в вытянутой руке).
Ещё у складок очень непростая пространственная конструкция. Представьте, что в исходном состоянии кусок ткани ровный и расправленный. Когда его "сминают" складками, поверхность ткани не сжимается, не растягивается, а просто занимает другое положение в пространстве, изгибаясь. И рисовальщику нужно это положение себе представить и понять. И суметь сделать так, чтобы и зрителю это стало понятно.
Светотень. Она помогает выявить форму складок, показать выступающие и углубленные участки. Часто форма складок напоминает своим строением часть конуса или цилиндра. Тут надо помнить о закономерности: свет, полутень, тень, рефлекс.
Штриховка. Очень поможет для передачи объема. Форму штриха на конкретном участке часто могут подсказать нити, из которых сплетена драпировка. Штрих изгибается по форме натуры.
Рисовать драпировку, поставив себе задачу сделать это хорошо, очень полезно. А натюрморт с драпировкой, где складки ткани играют не второстепенную, а одну из главных ролей, становится выразительнее и эффектнее.
Оглавление этого канала по темам постов здесь, на моём сайте.
Раздел "рисунок и живопись" - перечень статей здесь.