Я на тебя гляжу, любуясь ежечасно:
Ты так невыразимо хороша!
О, верно, под такой наружностью прекрасной
Такая же прекрасная душа!
В этих строках великий князь Константин Константинович говорит о Елизавете Фёдоровне, супруге великого князя Сергея Александровича.
Действительно, она считалась одной из самых красивых женщин Европы, если не самой красивой.
Елизавета Александра Луиза Алиса была старшей сестрой российской императрицы Александры Фёдоровны и дочерью герцога Гессен-Дармштадского Людовига IV. С детства в девочках воспитывали не только любовь к прекрасному, но и учили трудиться, жить в простых условиях, быть милосердными.
У прекрасной принцессы было множество претендентов на руку и сердце, однако свою любовь она отдала Сергею Александровичу Романову. За невестой он отправил украшенный цветами поезд. Обряд церковного венчания, его величественность и красота, поразили молодую княгиню настолько, что она захотела узнать о России как можно больше, постичь культуру, веру. Даже внешне она менялась, превращаясь из холодной немки в одухотворённую женщину.
Некоторые источники утверждают, что брак Елизаветы и Сергея был «белым», то есть супруги жили, как брат с сестрой. Косвенным подтверждением этому может служить то, что у пары не было детей, они воспитывали племянников.
Мнения о Сергее Александровиче разнятся, однако некоторые утверждают, что он был глубоко верующим человеком и многие религиозные моменты пояснял жене. В одном из писем тётке он рассказывал:
«Мы много читали вместе и изучали катехизис. Должен прибавить, что всё шло от неё, я же ей только помогал, но вовсе не заставлял, ибо мне кажется, что это очень важно».
Через семь лет брака Елизавета сознательно приняла православие, хотя до этого была лютеранкой.
«Я перехожу из чистого убеждения, чувствую, что это самая высокая религия и что я делаю это с глубоким убеждением и уверенностью, что на это есть Божие благословение», —
писала княгиня отцу.
Жизнь шла своим чередом, пока не случилось 4 февраля 1905 года. После звука взрыва в голове Елизаветы пронеслось: «Сергея убили!» Она выскочила из покоев и бросилась к Никольской башне Кремля, где уже собралась толпа. Белый снег был обагрён кровью, рядом стояла искорёженная карета, вокруг разбросаны клочья одежды, куски тела...
Великий князь погиб на месте. Его жену не хотели пускать к месту трагедии, однако она прорвалась: никакой истерики, с остекленевшими глазами она помогала собирать то, что осталось от её мужа. В голове пульсировала лишь одна мысль:
«Скорее, скорее, Сергей так не любил беспорядок и кровь».
Через три дня после этого страшного события великая княгиня посетила находящегося в тюрьме убийцу. Она пыталась вызвать его на разговор, объяснить, что прощает его, просила покаяться, но он оказался глух к её словам. Оставив ему Евангелие и икону, она ушла.
Четыре года Елизавета носила траур и проводила время в молитвах, потом продала свои украшения, на вырученные деньги купила подворье и основала там Марфо-Мариинскую обитель. Это не был монастырь в полном смысле, главным делом сестёр здесь была помощь всем нуждающимся. Кроме двух храмов, расписанных Михаилом Нестеровым, здесь были построены больница, амбулатория, богадельня, сиротский приют. Также был большой парк и оранжерея.
В обитель привозили не только тяжёлых больных, но и считавшихся безнадёжными. Здесь они имели возможность обследоваться у лучших московских специалистов, получить лечение бесплатно, и за ними был круглосуточный уход. Поэтому неудивительно, что многие из таких пациентов выздоравливали.
Грянул 17-й год... А незаметно за ним и 18-й. Царская семья уже была на Урале, и вот на третий день Пасхи пришли и в Марфо-Мариинскую обитель. На сборы сестре императрицы дали два часа, а после увезли в Пермь. За ней последовала сестра обители Варвара Яковлева. Из Перми их отправили в Алапаевск, где были уже и другие пленники.
Елизавету и других представителей дома Романовых казнили на следующую ночь после расстрела царской семьи. Из восьми человек расстреляли лишь великого князя Сергея Михайловича, остальных сбросили в шахту живыми, и никто из них, скорее всего, сразу не погиб. Местные жители рассказывали, что ещё несколько дней из шахты доносились церковные песнопения.
Когда белые заняли город, они достали останки убитых, желая похоронить. Однако близость фронта заставила их отступать вплоть до китайской границы. Здесь тела великой княгини и её верной сестры Варвары погрузили на корабль и отправили в Иерусалим, где и погребли на Святой земле. Это произошло в 1920 году. В настоящее время их мощи почивают в храме равноапостольной Марии Магдалины у подножия Елеонской горы.
В 1992 году Елизавета Фёдоровна и Варвара Яковлева были канонизированы в чине новомучеников и исповедников.
Память преподобномучениц великой княгини Елизаветы и инокини Варвары совершается 5 (18) июля и в день Собора новомучеников и исповедников Российских.
👉Литература
Кучмаева И. К. Жизнь и подвиг великой княгини Елизаветы Федоровны. — М.: Москвоведение, Московские учебники, 2004. — ISBN 5-7853-0376-0.
Маерова В. Елизавета Фёдоровна: Биография. — М.: Захаров, 2001. — ISBN 5-8159-0185-7.
Максимова Л. Б. Елисавета Феодоровна // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2008. — Т. XVIII. — С. 389—399. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-032-5.