Найти тему

Виктор Васнецов. Витязи земли Русской

В. Васнецов. "После побоища Игоря Святославовича с половцами". (1880)
В. Васнецов. "После побоища Игоря Святославовича с половцами". (1880)

С самого детства Виктор Васнецов любил историю...

Возникновению этой любви способствовали и влияние отца, стремившегося дать детям разностороннее воспитание, и атмосфера тех мест, где он вырос.

А вырос Васнецов в холодном Вятском крае, где сохранилось множество преданий о старине, народные поверья и сказки...

В дальнейшем, уже будучи взрослым, Васнецов познакомился с известным меценатом Саввой Мамонтовым. В его усадьбе Абрамцево часто обсуждали исторические события, археологические находки, читали древнерусскую литературу...

Ещё в духовной семинарии Васнецова увлекли строки старинной русской поэмы – "Слова о полку Игореве "...

На благодатной почве это увлечение переросло в страстное желание создать серию картин, которые бы несли в себе дух древнерусских былин.

Так в 1880 году появилась картина "После побоища Игоря Святославовича с половцами".

Первое из целой череды историко-былинных картин, изображающих русских витязей.

Перед нами – зелёное поле, покрытое телами павших воинов.

Тут вперемежку лежат и дикие степняки – половцы, одетые в яркие рубахи, а то и вовсе без них, и русские витязи в кольчугах и латах, в остроконечных шлемах, в богато расшитых плащах...

Цвет княжеского войска.

На переднем плане мы видим царевича – совсем ещё юного и такого беспомощного перед сразившей его стрелой...

В. Васнецов. "После побоища Игоря Святославовича с половцами". Фрагмент.
В. Васнецов. "После побоища Игоря Святославовича с половцами". Фрагмент.

Ничто не спасло его – ни крепкая кольчуга, ни даже тяжёлый крест, выбившийся из-под неё...

Рядом лежит ещё один витязь: старше и мудрее.

Возможно, это дядька царевича, который должен был оберегать его.

Однако он не справился с важным делом. Смерть настигла и его...

Глаза воина открыты. Невидящим взглядом он словно высматривает что-то в пространстве, однако не может высмотреть...

Посреди павших в беспорядке разбросано их оружие: боевые топоры и палицы, копья и круглые щиты...

То тут, то там пробиваются сквозь стебли зелёной травы скромные полевые цветы – ромашка, василёк, степные колокольчики...

Однако сколько же прелести и поэтичности скрыто в них!

Цветы несколько умеряют нашу скорбь по погибшим и делают картину по-настоящему лиричной...

Над объятой смертью равниной садится солнце – но не насыщенно-алое, а бледно-розовое, словно неживое...

Дополняют картину стервятники, уже дерущиеся в воздухе за добычу.

Смертью веет от их мрачных силуэтов.

Страшная и печальная картина...

Нужно ли сражаться за Родину, если цена за это – твоя собственная жизнь?

Ответ заключён в следующей картине Виктора Васнецова"Витязь на распутье".

В. Васнецов. "Витязь на распутье". (1882)
В. Васнецов. "Витязь на распутье". (1882)

Перед нами – облачённый в полный боевой доспех русский воин.

Грудь его закрывают кольчуга и латы, руки – наручи, голову – остроконечный шлем с бармицей.

За спиной воина висит круглый щит, к поясу подвешены колчан со стрелами и палица.

В руке витязь держит крепкое копье.

Мощный богатырский конь светлой масти покорно склонил голову под седоком. Грива и хвост его отливают золотом...

На небе впереди пламенеет закат, однако равнина, по которой только что ехал витязь, уже окутана тенями...

Все глухо кругом.

Только впереди уже зашедшее солнце бросает отблеск на тихие воды.

Там начинается болото.

По полю в беспорядке разбросаны камни, кажущиеся могильными, и кости...

Множество костей и черепов – лошадиных и человеческих...

Гиблое место.

И витязь приехал на самый край его – к верстовому камню.

На нем высечена надпись:

"Как прямо ехати – живу не бывати. Нет пути ни проезжему, ни прохожему, ни пролетному"

Никому.

Впереди – смерть.

Витязь остановился в раздумье.

Конь его тяжело склонил голову, а сам воин опустил копье.

Ехать или нет?

Каждый в такой ситуации решает вопрос по-своему. Однако других дорог в этом поле все равно нет и, судя по обреченному виду воина, он знает, что и назад ему уже не вернуться...

Он готов презреть опасность и отправиться вперёд – туда, где он сможет послужить своей Родине.

"Витязь на распутье" стала первой картиной художника, изображающей не реальный, а чисто фольклорный персонаж.

Позднее эта тема достигнет наивысшего расцвета в картине "Богатыри".

В. Васнецов. "Богатыри". (1881-1898)
В. Васнецов. "Богатыри". (1881-1898)

Перед нами – популярные былинные персонажи.

Илья Муромец приложил ко лбу ладонь и обозревает окрестности.

Есть ли враг?..

Есть!

Неспроста в одной руке у Ильи Муромца длинное копье, а в другой – тяжёлая палица.

Илья Муромец. Картина В. Васнецова "Богатыри". Фрагмент.
Илья Муромец. Картина В. Васнецова "Богатыри". Фрагмент.

Неспроста Добрыня Никитич наполовину вытянул из ножен свой меч.

Добрыня Никитич. Картина В. Васнецова "Богатыри". Фрагмент.
Добрыня Никитич. Картина В. Васнецова "Богатыри". Фрагмент.

Не просто так Алеша Попович наложил на тетиву тонкую стрелу...

Алеша Попович. Картина В. Васнецова "Богатыри". Фрагмент.
Алеша Попович. Картина В. Васнецова "Богатыри". Фрагмент.

Увидели врага и богатырские кони: навострили уши, пригнули голову к земле, косят недобрым глазом...

Как нерушимая стена, стоят богатыри на границе Руси.

Позади них поднимаются высокие горы с покрывающим их густым лесом...

Позади остался и верстовой камень.

Кто знает, не тот ли, что смущал витязя на предыдущей картине?

Или другой, похожий?..

Все может быть.

Верно одно: богатыри не дрогнут. Они сразятся с любым врагом и защитят, спасут от него Русскую землю.

Мощью и силой веет от фигур этих славных воинов...

Картина "Богатыри" стала центральной в творчестве Виктора Васнецова.

Она знаменовала собой зарождение в русской живописи нового жанра –переходного между эпохами передвижничества с его социально окрашенными полотнами и русского модерна, овеянного ореолом романтичности.

Картины Васнецова открыли новый "русский стиль" в живописи.

Историко-былинный.

Фольклорный.

Поставьте 👍, если статья показалась Вам интересной.

Если  же Вам понравились заметки, добро пожаловать на мой канал:)

Читайте также:

Николай Рерих. Начало Руси

Борис Кустодиев. Русские гулянья на Масленицу