Найти в Дзене
One Racing

История Джеки Стюарта

Увлекаться автомобилями Джеки стал еще с семейного бизнеса в Dumbuck Garage, в Дамбартоне, Шотландия, где он работал механиком-учеником. Его семья была дилером марки Jaguar.

Брат Джеки, Джимми, был гонщиком с растущей местной репутацией. Ему даже довелось участвовать в Гран При Великобритании за команду Ecurie Ecosse в 1953 году, где он к сожалению сошёл из-за аварии на 78 круге.

После того, как его брат Джимми, получил травмы в Ле-Мане, родители не одобряли этот вид спорта, и Джеки занялся стрельбой. В стрельбе по мишеням Стюарт сделал себе имя и едва не добрался до Олимпиады, где мог участвовать в 1960 году.

Спустя время Джеки принял предложение от Барри Филера, клиента его семейного бизнеса, провести испытания своих автомобилей в парке Олтен. Джеки Стюарт произвел впечатление на всех, кто присутствовал на тестах в тот день. Кен Тиррелл, который управлял тогда командой Cooper в младших Формульных сериях, услышал об этом молодом шотландце от менеджера трассы Олтен, где проходили тесты. Кен Тиррелл сразу же позвонил брату Джеки, Джимми, что бы пригласить на тесты его младшего брата.

Джеки Стюарт на Cooper T72, Формула-3
Джеки Стюарт на Cooper T72, Формула-3

Джеки принял приглашения и посетил тесты. Ему достался болид Брюса Макларена. Сам Брюс в то время уже был опытным гонщиком Формулы-1, а новый Cooper в Формуле-3 был очень конкурентоспособным болидом для своего класса. Вскоре Стюарт улучшил время Макларена, заставив того снова вернуться на трассу штамповать быстрые круги. Но все равно Стюарт был быстрее, и Тиррелл, увидев очевидное, предложил Джеки место в команде в младшей Формуле в 1963 году.

В 1964 году он уже был в обойме в команде Cooper Кена Тиррелла, и доминировал на мокрой трассе в Снеттертоне 15 марта, оторвавшись от своих преследователей всего за 2 круга гонки на 25 секунд. Ту гонку Джеки Стюарт выиграл с преимуществом почти в 50 секунд.

Уже через несколько дней Джеки предложили место в кокпите Формулы-1 в команде Cooper, но он отказался, предпочтя набраться опыта в младшей серии. Джеки в сезоне 1964 года не хватило всего двух выигранных гонок до титула в Формуле-3.

Поскольку Тиррелл еще не участвовал в Формуле-1 в то время, он присоединился к Грэму Хиллу в BRM в 1965 году. Его первый контракт принес ему 4000 фунтов стерлингов! Уже в дебютной гонке в Формуле-1 в Южной Африке, Джеки набрал свое первое зачётное очко, приехав на финиш на шестой позиции. В этом же сезоне 1965 года, Стюарт выигрывает свой первый Гран При в Монце.

Джеки Стюарт и Грэм Хилл 1965 год. Гран При Италии, Монца.
Джеки Стюарт и Грэм Хилл 1965 год. Гран При Италии, Монца.

На следующий год Джеки едва не выигрывает «Индианаполис 500» с первой попытки. Но победе помешала поломка болида за 8 кругов до финиша.

Всё шло просто великолепно. Старт сезона 1966 был ознаменован победой в первой гонке сезона — Гран При Монако. Для Стюарта все складывалось отлично, пока не наступило время Гран При Бельгии в Спа-Франкоршаме. Внезапный ливень превратил трассу в подобие ледового катка, и болид Джеки Стюарта с ужасающей скоростью съехал с трассы, Джеки не в состоянии был контролировать свой болид и, оказавшись за пределами трассы, болид переворачивается и зажимает Стюарта в ловушке.

Его товарищ по команде Хилл сказал:

Я сам развернулся, как волчок. Когда я остановился на обочине, я увидел BRM Джеки в канаве. Он испытывал сильную боль, так как находился под перевёрнутым болидом и не мог нормально двигаться. Бензиновые баки разорвались, и Джеки был облит бензином. Был большой риск пожара, и я сразу же выключил питание топливного насоса, а затем попытался поднять его. Нога Джеки была зажата рулевым колесом и было очевидно, что мне придется снимать руль, что бы вытащить его.
Момент аварии Джеки Стюарта на Гран При Бельгии в 1966 году.
Момент аварии Джеки Стюарта на Гран При Бельгии в 1966 году.
Стюарт: Я лежал под машиной двадцать пять минут, не имея возможности даже двигаться. Грэм и Боб Бондюрант вытащили меня, используя гаечные ключи, которые были взяты у зрителей. Там не было докторов, и когда меня вытащили, то положили ждать в кузов какого-то стоящего рядом с трассой фургона. В конце концов, машина скорой помощи отвезла меня в пункт рядом с диспетчерской вышкой, и меня оставили на носилках на полу, где кругом были окурки сигарет. Когда меня посадили в карету скорой помощи, чтобы отвезти до госпиталя, нас сопровождал полицейский экипаж. По пути, полицейские потеряли нас и водитель скорой помощи растерянно пытался искать дорогу до Льежа. Врачи думали, что у меня была травма позвоночника. Как оказалось, я не был серьезно ранен, у меня были сломаны плечо и несколько рёбер, но они этого тогда не знали.
Я понял, если вся эта организация безопасности — это лучшее что у нас было, то все намного печальнее, чем я думал раньше. Было все не так как нужно, не так с гоночной трассой, машинами, медицинским отделением, пожарной охраной и аварийными бригадами. На трассе также были тюки с сеном, которые служили некой защитой, но если вы в них попадаете, то просто едете дальше, прямо в деревья, которые были не защищены и т. д. молодые люди сегодня просто не поняли бы этого. Это было смешно.
Если у меня есть какой-то шанс оставить наследство, когда я покину гонки, я очень надеюсь, что это будет безопасность, потому что, когда я начал выступать в Гран При, так называемые меры предосторожности и меры безопасности были дьявольскими.

C этого самого дня Джеки будет прикреплять гаечные ключи во внутрь кокпита своего BRM. этого самого дня Джеки будет прикреплять гаечные ключи во внутрь кокпита своего BRM.

Кокпит Matra Стюарта с ключами и инструкцией на английском и итальянском языках.
Кокпит Matra Стюарта с ключами и инструкцией на английском и итальянском языках.

Вместе с Луи Стэнли, лидером команды BRM, он начал кампанию по улучшению стандартов безопасности и медицинских учреждений в случае травм. С тех пор Джеки Стюарт начал долгий и тяжелый путь, который продолжается и по сей день. Его скорость была очевидна для всех, кто его окружал, но некоторые сомневались в его смелости из-за его настойчивости в пользу большей безопасности для пилотов. Когда Тиррелл перешел в Формулу-1, к нему присоединился и Стюарт. В 1969 году за рулем Matra-Ford он выиграл чемпионат мира для себя и Кена Тиррелла. В 1971 году Джеки снова выигрывает титул за рулём болида Tyrrell. В следующем году Стаюрт был вынужден пропустить несколько гонок из-за болезни, вызванной язвой желудка. В 1973 году его последний сезон был отмечен триумфом и трагедией одновременно.

Майк Хэйлвуд, проезжает мимо и осматривает остатки болида и само место гибели Франсуа Севера. Уоткинс-Глен 1973 год, 7 октября.
Майк Хэйлвуд, проезжает мимо и осматривает остатки болида и само место гибели Франсуа Севера. Уоткинс-Глен 1973 год, 7 октября.

Третий и последний титул чемпиона мира Джеки Стюарта был омрачен смертью его друга и протеже Франсуа Севера. Джеки Стюарт принял решение покинуть автоспорт. Его рекордные 27 побед в Гран При не были побиты в течение еще 20 лет. В 1997 году Джеки Стюарт вернулся в Формулу-1 вместе с сыном Полом, став владельцем команды Stewart, поддерживаемой компанией Ford.

Спасибо за внимание! Подписывайтесь на канал и делитесь в комментариях, что вы хотели бы увидеть в будущих публикациях. Не забывайте нажимать "мне нравится", чтобы мы могли знать какие материалы вам наиболее интересны.