Найти тему
Татьяна Васильева

Девочка отставала в учёбе…

Я давно работаю с детьми – преподаю иностранный язык, и часто мне приходится заниматься с отстающими школьниками. Причины отставания в учёбе у всех детей и разные, и во многом похожие. Некоторые решаются просто и быстро, с другими приходится работать дольше.

Одна моя ученица по всем предметам училась слабо, а по английскому была хуже всех. Годовую оценку ей выводили условно, что, как ни странно, часто встречается в современных школах. Во всяком случае, ко мне иногда попадают дети с практически нулевыми знаниями и удовлетворительными оценками в школе.

С девочкой работать было сложно, продвигались мы очень медленно. Она плохо читала, с трудом запоминала слова, и вообще создавалось впечатление, что она находится в каком-то вакууме, или за какими-то стенами, которые надёжно защищают её от знаний. В остальном ребёнок был вполне адекватный, она нормально общалась, старательно выполняла все задания.

Мама рассказывала, что у девочки была травма головы в трёхлетнем возрасте, которую она получила, играя с другими детьми. Пришлось даже накладывать швы, и родители полагали, что проблемы с учёбой у ребёнка могут быть связаны с этим. Кроме того, у девочки было плохое зрение – довольно большой минус. У неё было две пары очков, которые она постоянно меняла.

Девочке исполнилось 12 лет, и родители решили попробовать новый метод коррекции зрения – ночные линзы. Метод считается очень эффективным, особенно в детском возрасте. И действительно – ребёнок стал приходить на занятия без очков. И я ещё с удивлением спрашивала: Ты действительно всё видишь? Она отвечала: Да.

Девочка заметно оживилась, стала активнее заниматься, что неудивительно – наверное, она по-другому теперь, без очков, смотрела на мир. Но наши с ней успехи были по-прежнему скромны, прогресс был минимальный и давался с трудом. Я никак не могла разгадать, почему же она, по известной поговорке, смотрит в книгу, а видит там «ничего».

И вот однажды нам попалось какое-то длинное и трудное слово. На слух его сразу трудно было повторить правильно, но читалось оно элементарно, и если буквально читать по слогам, то справится любой. Но у этой девочки не получалось ничего – она читала его по-разному, но всегда неправильно.

Мне просто стало интересно. Ведь в слове были слоги ей известные, которые в простых словах она читала легко. Я выписала это слово отдельно, разложила его на части, показала, как читается каждая, и сказала: Посмотри внимательно и прочитай, как написано.

Девочка вгляделась в слово и вдруг легко прочитала его. Тогда я взяла другое слово и, не раскладывая его на части, попросила так же внимательно посмотреть и прочитать. Ребёнок справился сразу же. И тут я поняла, что, несмотря на коррекцию зрения, она по-прежнему, вернее, по привычке, воспринимает слова, как некие пятна или трудно различимые наборы букв, которые она всегда читала, как получится, догадываясь или придумывая. Т.е. из-за плохого зрения ребёнок изначально привык воспринимать зрительную информацию как бы на ощупь. Поскольку она формально не считалась слабовидящей, никто скидку и не делал. У ребёнка очки подобраны соответствующим образом, не одна она имеет проблемы со зрением – другие справляются и хорошо учатся.

Как выяснилось, у ребёнка обнаружили ухудшающееся зрение не сразу – и тогда, когда уже заканчивалась активная подготовка к школе. Скорее всего, девочке было очень трудно осваивать необходимые навыки, и она каким-то образом приспосабливалась, постепенно привыкая к тому, что у неё всё получается труднее и не так хорошо, как от неё ожидают. Одновременно падал интерес к учёбе, она смирилась с тем, что стала отстающей, и в общем не особо напрягалась.

Почему я так уверенно описываю этот возможный процесс? Да потому что я стала заставлять её внимательно смотреть, не только на текст - на картинки, схемы, правила, задания. Я перестала ей подсказывать, как читаются слова, и она вынуждена была напрягаться, чтобы… захотеть прочитать их самой правильно.

И удивительное дело – абсолютно всё пошло легче и быстрее. Оказалось, что она способна понимать, соображать и запоминать не хуже других, а в некоторых случаях даже лучше. Чтение вообще перестало быть проблемой уже через неделю. Мало того, она умудряется правильно читать даже незнакомые слова. Она будто убрала какую-то завесу перед собой и стала быстро и с удовольствием привыкать к тому, что понимает, знает, может.

Нам конечно многое пришлось проходить чуть ли не заново, но я представляла ей это как повторение. Девочка не знала, что я с большим интересом наблюдаю за ней. Я хвалила её и говорила, что так во всём – если она будет внимательна и старательна, всё будет получаться. А когда получается, быстро приходит интерес и самое главное – уверенность в своих возможностях, чего этой девочке явно не хватало.

Мы всегда беспокоимся о здоровье своих детей. Лишь бы был здоровенький – говорим мы. Когда ребёнок болеет, он страдает, лишается многого интересного и полезного для себя. Но самое главное – любая болезнь ограничивает ребёнку возможности для развития, затрудняет процесс познания, обучение. Очень многие дети без помощи взрослых не могут преодолеть эти барьеры. Они отстают от своих сверстников, не потому что не хотят, а потому что просто не могут освоить то, что необходимо, из-за своего физического состояния, какого-то недомогания и других трудностей, о которых они не умеет сообщить. Самое печальное, что всё это может накапливаться и не лучшим образом сказываться на характере и личностных качествах ребёнка. И этот груз ему придётся нести дальше.

Следите за здоровьем своих детей, ищите объективные причины возникающих проблем – они всегда есть. И конечно, не забывайте о профилактике.