Найти тему
Манкилэнд

Новые русские в Таиланде - ты помнишь, как всё начиналось?

История появления "наших" туристов и бизнесменов в королевстве Таиланд: первые челноки - джинсы с бангкокского рынка - как появилась система полупансион в Паттайе - «золотой век» русской общины 90-х

Мне невероятно повезло свести знакомство с журналистом РИА в Таиланде, он работает в Бангкоке с 90-го года, и его рассказы о том, как это было тогда, можно слушать бесконечно. С огромным удовольствием представляю вашему вниманию его документальное повествование от первого лица о тех временах, когда "русский Таиланд" только начинался.

Как давно это было

Вплоть до конца восьмидесятых годов пребывание граждан СССР в Таиланде строго ограничивалось квотами на количество дипломатических сотрудников посольства. Кроме посольства, присутствовали лишь аппарат представительств Аэрофлота и Морфлота (к ним позже добавились сотрудники таиландско-российских СП, образованных в рамках этих организаций), советские граждане – эксперты ООН, журналисты из «Правды», АПН и ТАСС. Иногда заезжали тургруппы «Интуриста», артисты на гастроли и спортсмены на соревнования.

И еще бытовала легенда о том, что в одной из башен декоративного замка в парке Лумпини живут два русских монаха, оставшихся еще с дореволюционных времен. Вероятно, так оно и было, но в конце восьмидесятых они уже там не жили.

С началом перестройки в СССР участились поездки по линии «Интуриста», начал отправлять группы в Таиланд «Спутник», а к началу 90-х появилось и несколько частных туркомпаний, специализировавшихся на Таиланде. Тогда же возникли и первые совместные частные предприятия и несколько граждан Союза, а затем России, приехали в Таиланд работать по контрактам с ними.

К 1992 году уже было ясно, что Россия и СНГ – потенциально гигантский рынок туризма. Начали появляться тайские фирмы, ориентированные на прием российских туристов, а число самих туристов увеличилось в пять-шесть раз по сравнению с советскими временами. Туризм не зависел от сезона, соотечественники ехали в Таиланд и в апреле-мае (самое жаркое время) и в сентябре (пик влажного сезона), и в любое другое время.

Герои нашего времени

Однако подлинную революцию в российском туризме в Таиланде произвели «челноки». Еще в восьмидесятые годы, когда основной поток джинсовых тканей и готовых джинсов шел в Россию из Польши, наиболее предприимчивые «челночные» бизнесмены разведали, что есть в Бангкоке такой рынок – Бобий маркет, откуда поляки и везут к себе и в Россию качественную и дешевую джинсовую продукцию.

Первые российские «челноки» появились здесь еще в 1988-1989 годах, и остались довольны, даже поняв, что рынок на самом деле называется «Бобе маркет» (по-тайски талат бобе), что провести на нём весь день в страшной духоте, образующейся под бесчисленными брезентовыми тентами – адская мука, что тайцы (а чаще – этнические китайцы), торгующие на рынке, очень вольно обращаются с заказанными цветами и размерами и всё надо лично проверять.

У Талат Бобе оказалось огромное преимущество перед другими вещевыми рынками, которые посещали «челноки» - он весь состоял из лавок, являющихся одновременно представителями и «шоу-румами» фабрик-производителей. Кроме джинсов, здесь продавалась и обувь, и мужская и женская одежда, белье, детские товары, зимние куртки-пуховики и т.д. Причем, благодаря многолетнему присутствию польских «челноков», система «карго-контор» и пересылочных предприятий, оформляющих и отправляющих грузы по любым адресам, находилась в совершенно рабочем состоянии и нуждалась лишь в одном: русскоговорящих операторах.

Они не замедлили появиться. Чуть лучшее, чем у приезжающих на несколько дней соотечественников, знание обстановки, обычаев и английского языка, плотное сотрудничество с тайским партнером – хозяином карго-конторы – давали немногим людям, решившим здесь поселиться, огромное преимущество перед говорящими, в основном, только по-русски, клиентами. Операторы карго постепенно устанавливали плотные контакты с фабриками, производившими наиболее популярные среди русских клиентов товары, и постепенно сами превращались в продавцов, а иногда и производителей.

Нередко для «челноков» становилось выгоднее покупать или заказывать товар прямо в карго-конторе, и российские операторы заняли на рынке позицию абсолютно необходимых посредников, с которыми выгодно работать. Редкий «челнок», хорошо знающий английский и готовый самостоятельно обходить лавки на рынке и ездить на расположенные в других провинциях фабрики, не пользовался их услугами.

Конкурировали с российскими операторами только несколько тайцев, получивших высшее образование в СССР и свободно говорящих по-русски, но их всегда были единицы. Единицы были и тайскоговорящих русских. Редкое вообще в мире знание тайского языка, которым обладали в России только выпускники ИСАА, МГИМО и еще двух-трех учебных заведений, обеспечивало в новой ситуации людям, в прежней жизни весьма далеким от предпринимательства, центральное место в бизнесе.

Несколько бывших тайскоговорящих сотрудников МИДа, системы ЦК КПСС и других организаций – молодых и энергичных людей, чьи карьеры внезапно оборвались с развалом Союза и чьи знания оказались невостребованными в первые годы после этого эпохального события, быстро влились в небольшую, тогда еще довольно сплоченную группу русских, постоянно живущих и работающих в Таиланде. Позже к ним присоединились и несколько свежих выпускников ИСАА и МГИМО, для которых государственное распределение тогда уже стало «преданием старины глубокой».

В следующей главе: что такое сесть на карго - челночные романы и первые братки - как появилась система полупансион в Таиланде - «золотой век» русской общины 90-х - расцвет туристического бизнеса в Паттайе

Читайте продолжение: (подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить)

Новые русские в Таиланде - ты помнишь, как всё начиналось? Как начинался русский бизнес в Таиланде, кто были те самые первые, приехавшие осваивать страну Улыбок в конце 80-х - начале 90-х: журналистские очерки от первого лица

Первые русские челноки в Таиланде - бизнес на джинсах. Первые челноки - джинсы с бангкокского рынка - что такое сесть на карго - челночные романы и первые братки - как появилась система полупансион в Таиланде

Новые русские в Таиланде - расцвет туристического бизнеса. «Золотой век» русской общины 90-х - начало туристического бизнеса в Паттайе - криминальные сходки в Таиланде - узбекские путаны как класс

Новые русские в Таиланде - как появилась мафия Русская Паттайя - первые рестораны "Русский" и "Распутин" - заказное убийство москвича и эстонский киллер - как появилась русская мафия

Новые русские в Таиланде - мошенники и музыканты. Конец челночества - первые мошенники в Таиланде - мутные инвестиции - русские музыканты - наша общая судьба

Автор: Евгений Беленький — руководитель регионального представительства РИА Новости (Таиланд). Советский и российский журналист, по образованию – историк. В Таиланде – с 1990 года.

Иллюстрация: Эдуард Халмурзаев