Шурка (д. Новая Бия, Удмуртия) «Я иду по тропе... без коровы»
Сентябрь 1984 года. Позади университет. Я – учитель. Я стою на пороге новой жизни и пристально вглядываюсь вдаль. Интересно, что же ждет меня там? Лишь бы не деревня! Хотелось чего-то высокого, глубокого, светлого, наполненного большим смыслом.
Но спорить с народной пословицей «Где родился, там и пригодился» оказалось бесполезно. Родная деревня уже поджидала меня с распростертыми объятиями: радовались родители, радушно приняли меня в свой коллектив мои бывшие учителя, мужу, как молодому специалисту-инженеру, сразу дали новую квартиру…
Все бы хорошо… Но с этой деревенской психологией просто беда. За тебя уже все давно решили: живешь в деревне – держи скотину, в первую очередь корову. Нет скотины – ты лентяй, много читаешь – куда только смотрит муж, ездишь на курсы – делать тебе нечего. Осуждение, косые взгляды, язвительный шепоток за спиной. Вот уж действительно, «от людей на деревне не спрятаться, нет секретов в деревне у нас…»
А вы знаете, что такое держать корову?! Нет?! Это значит не видеть лета и своего отпуска (надо заготавливать сено – косить, сушить, убирать, привезти), это значит безвыездно находиться дома и вставать рано утром с первыми петухами (надо успеть подоить ее до выгона на пастбище и после возвращения с пастбища), это значит каждый день в резиновых сапогах утопать в навозе – чистить хлев, а если твоя очередь подошла пасти – под натиском прожорливой мошкары охраняешь целое стадо до позднего вечера, а то и ночью пастушишь. Если бы только это! Курсы повышения квалификации каждый год горько плакали по деревенским учителям, которые даже один раз в 5 лет не хотели ехать на учебу в город, ссылаясь на своих коров.
В общем, до свидания, самовыражение, прощай, самообразование, и прости, самореализация.
Такая же печальная участь ожидала и меня.
«Решайся, – сказала я себе. – Ломай стереотипы деревни. Или ты боишься прослыть белой вороной?! Нет? Тогда иди своей дорогой. Сделай так, как считаешь нужным. Это твоя жизнь. Никто ее лучше тебя не проживет. Никакое общественное мнение, никакие коровы не должны тебя остановить, ибо каждый в этой жизни должен заниматься своим делом. Если будешь подавлять свои желания и мечты в угоду другим, твоя жизнь будет скучной и безрадостной».
И я решилась! Подумать только, сколько попыток было предпринято мной, чтобы не утонуть в сельском быте, остаться на плаву?!
И вот на пороге появилась Она. Технология мастерских. Подарок судьбы. Любовь с первого взгляда. Выстрел прямо в сердце. И полное отсутствие ощущения своей нереализованности.
«Вы нас просто удивляете, живете в неизвестно какой глуши и о каких-то технологиях еще знаете. А как можно с Вами связаться? И телефон у Вас есть?! Ну знаете…» Так меня, сельского учителя, летом 2003 года встретили на пороге редакции одного из столичных научно-методических журналов, куда я осмелилась отправить свою работу – мастерскую.
Сегодня о технологии педагогических мастерских знают многие педагоги. Кто изучил ее как дань моде, тот быстро наигрался в них, а кто постиг ее не только умом, но и сердцем, остался ранен ею навсегда. Именно в мастерских я, в недавнем прошлом оплакивающий свою деревенскую судьбу учитель, нашла то, что искала. Свое счастье.
С тех пор вся моя жизнь – это бессоные ночи, полет фантазии, радость творчества. Это мои мастерские, рождающиеся где угодно: в огороде, в лесу, в театре, в автобусе, в бане, на речке, под дождем: «Людей неинтересных в мире нет…», «Птицы памяти моей России…», «Честь имею!», «С добром всегда светла душа», «С чего начинается Родина?» и др. Корову я тоже не обидела – ее я воспела в своей мастерской «Корова». Вышли в свет мои книги «Диалог культур в школьном курсе», «Души прекрасные порывы», написана диссертация «Методика взаимосвязанного изучения русской и зарубежной литературы в технологии творческих мастерских», более сорока работ опубликовано в рецензируемых республиканских и федеральных научно-методических изданиях.
Я успешно участвую в творческих конкурсах, поэтому часто встречаюсь с коллегами из разных уголков России. Каждый раз общение с лучшими педагогами страны дает мне новый толчок мысли.
Мои мастерские – это прежде всего уроки Жизни, уроки Нравственности, Щедрости, Добра, Человечности, ибо мы живем в такое время, когда материальное вытесняет духовное, когда в дефиците милосердие, гуманность. Раньше это считалось проблемой города. Но сегодня она коснулась и маленьких деревень. Канули в Лету те времена, когда они действительно были кладезью духовности.
«На Ваших мастерских прописные истины дети постигают сами. Только вот все это похоже на рассуждения идеалистов. Жизнь полна предательства, лжи, корыстолюбия. Вы не опасаетесь, что ученики будут разочарованы?» – спросили у меня в одном из интервью. «Знаете, нет, – ответила я. – Как ни учи, разочарований не избежать. Но нравственная «литературная прививка» боль разочарования поможет пережить легче. Да и в жизни не только плохое встречается. В ней много хорошего. Главное – увидеть его. Этому и учат мои мастерские».
«Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян...» – сказал когда-то
Д. Менделеев. И я с ним согласна. Когда вижу результаты своего труда, чувствую себя самым счастливым человеком на свете! Ну разве это не счастье – получать от своих учеников такие письма?!
«Дорогая наша Людмила Арсентьевна. Каждая Ваша мастерская была для нас на вес золота. И в плане нашего духовного роста, и в плане подготовки к ЕГЭ. Они будили в нас живую мысль, удивляли, сбивали с толку – совершали настоящий переворот в наших знаниях. Они так глубоко погружали нас в мир литературы и языка, что мы в нем просто тонули и не хотели выныривать. На них мы никогда не скучали, потому что они построены так, что мы самостоятельно открывали дверь в слово, а это никогда не забывается. Это – на всю жизнь! Мы и на перемену с мастерских не хотели, иначе можно было сбиться с важной мысли. Только таким образом можно почувствовать настоящий вкус, запах, краски, богатство нашего русского языка. Только в такой атмосфере рождается страсть. К чтению. К слову. К прекрасному. Спасибо Вам за уроки жизни. За труд Души. За науку мыслить!»
Более тридцати лет назад я сделала свой выбор в жизни. Более тридцати лет назад я потеряла чувство времени и лишила себя покоя. Для меня перестали существовать и выходные, и праздники. Вот и сейчас, пока я писала эту работу, незаметно подкралось утро. В окнах моих трудолюбивых односельчан зажглись огоньки – надо покормить скотину, подоить корову и бежать на работу. Да и мне, пожалуй, надо уже собираться в школу.
Я иду по своей тропе без навязываемой мне коровы. Я иду по своей тропе так, чтобы мои ученики и мои собственные дети поняли, что только тот, кто находит и выбирает свой путь, становится истинно счастливым человеком. И совсем не важно, где ты живешь: в городе или в деревне.
И еще. Мое творчество не только освещает мой жизненный путь, но и согревает, и лечит меня. Если бы не оно, десять лет тому назад я бы не выжила, потому что я потеряла самого близкого, самого родного мне человека, который всегда радовался моим успехам, вселял в меня надежду, когда у меня опускались руки (бывало и такое), создавал все условия для моей творческой работы. У него тоже когда-то были большие планы. Но он уступил мне. Незадолго до смерти, уже лежачий, он сказал нашим детям (у нас их трое): «В шкафу лежат небольшие мои сбережения. Для мамы… Сами видите, она всю ночь сидит за компьютером, и у нее сильно отекают ноги. Ее уже не переделаешь. Купите, пожалуйста, ей ноутбук, пусть она лежа пишет. Я сам хотел… А мне он сказал так: «Арсентьевна (он часто обращался ко мне по отчеству), мы с тобой так много пережили, столько трудностей прошли вместе, защити, пожалуйста, свою диссертацию. Я там… буду радоваться за тебя».