Социальные медиа повсеместно присутствуют в жизни людей и все чаще встречаются в компаниях. Компании стремятся стать инновационными во все более сложной и многосторонней среде, разрабатывая новые подходы и инструменты для связи со многими аспектами инновационной экосистемы.
Новые бизнес-модели способствуют тому, что фирмы должны генерировать, развивать и интегрировать знания в инновационный процесс путем привлечения внутренних департаментов и внешних экосистем. Знания получили дальнейшее развитие как источник конкурентных преимуществ в современном мире.
В таком контексте сотрудничества и взаимодействия со своей внешней средой перед компаниями встает задача узнать о возможностях социальных сетей в организационных условиях. Соответственно, внимание ученых было обращено на понимание роли социальных сетей в создании и управлении потоками знаний внутри организации и за ее пределами.
В процессе достижения конкурентных преимуществ социальные сети использовались компаниями для маркетинга, привлечения клиентов к обсуждению продуктов или услуг и совместной разработки продуктов.
Расширение участия заинтересованных сторон в инновационных процессах фирмы в сочетании с повышением стоимости, скорости и эффективности обработки данных еще больше побудило компании инвестировать в социальные сети.
Социальные сети, способствующие коммуникации и установлению связей между людьми и компаниями, представляют собой средство для развития понимания клиентов, получения доступа к знаниям, совместного создания идей и концепций с пользователями и поддержки запуска новых продуктов.
Фирмы использовали социальные сети для социализации, передачи знаний и введения в действие управленческих полномочий.
Например, онлайн-платформа Starbucks под названием "My Starbucks Idea" позволяет клиентам получать обратную связь о текущих предложениях и предлагать новые идеи по развитию продуктов или услуг.
Аналогичным образом, программа Procter & Gamble Connect + Development хорошо известна тем, что предоставляет фирме возможность генерировать идеи от людей по всему миру через инновационные вызовы.
Фирмы все чаще экспериментируют с новыми способами использования широко распространенных источников знаний для повышения эффективности инновационной деятельности.
Пример финской компании Nokia, создавшей мобильный телефон WP7, является, пожалуй, самым публичным примером того, как компании могут использовать социальные сети в нечеткой начальной стадии инновационных процессов для генерирования и развития идей посредством обмена информацией.
Используя инструменты социальных сетей, Nokia вовлекла своих клиентов в глобальный процесс создания совместных проектов в режиме реального времени, используя знания и чувства сообщества своих пользователей.
Социальные сети и инновации тесно взаимосвязаны. Лидеры бизнеса уже давно утверждают, что компаниям необходимо охватить социальные сети и предоставить своим потребителям среду, в которой они могут социально взаимодействовать, участвовать в деятельности компаний, общаться и развлекаться.
Соответственно, деловая пресса получила широкое распространение благодаря комментариям о взаимодействии социальных сетей и инноваций в конкурентной стратегии.
Социальные медиа формируют организационную деятельность и все чаще деятельность, связанную с инновационным менеджментом.
Примеры использования в научной литературе включают социальные сети для обмена знаниями, идеями, обратной связи и все более открытых инноваций. Согласно последнему Глобальному инновационному исследованию BCG (2018 г.), 79 % сильных инновационных фирм внедряют цифровые инновационные процессы, привнося новые идеи из внешних источников с помощью социальных сетей, создавая атмосферу открытости и сотрудничества.
Организации государственного сектора также оптимизируют социальные сети для инновационной деятельности.
Например, социальные сети используются для стимулирования социальных инноваций посредством участия общественности в гражданских проектах и для повторного использования социально структурированных данных для разработки политики.
И это лишь некоторые из новых и возникающих взаимодействий социальных сетей и инноваций в государственном секторе.
Необходимость инноваций является необходимым условием на конкурентном рынке, особенно там, где стратегическое управление знаниями все больше ориентировано на клиента.
Более поздние тенденции в публикациях указывают на умеренную роль социальных сетей в стимулировании инноваций через новые наборы ценностей и намерений к сотрудничеству и в обеспечении исследовательской и эксплуататорской деятельности по передаче внутренних и внешних знаний для инноваций.
Общей чертой этих взаимодействий является двойственная роль социальных медиа:
1) стимулирование инновационного процесса на начальном этапе путем использования способности содействовать социализации посредством повышения наглядности
2) создание условий для преобразования существующих неявных знаний в новые формы неявных знаний посредством наращивания потенциала.
Таким образом, эта концептуализация важна для систематического изучения и объяснения взаимодействия социальных сетей и инноваций.